Осиное гнездо под боком: Литва не теряет надежду устроить "беломайдан" в Минске

© REUTERS/ KACPER PEMPEL

Правительство Литвы аккредитовало "демократическое представительство" белорусской оппозиции на своей территории, повышая градус эскалации отношений с РБ.

Офис Светланы Тихановской в Литве получил полуофициальный статус. Это не поможет оппозиции устроить новый "беломайдан", однако позволит Вильнюсу более организованно управлять белорусскими "активистами" в будущем, если Запад даст команду на смещение власти в Республике Беларусь (РБ).

Акции протестов в Минске в 2020 году так и не переросли в полноценную "цветную революцию". Однако в Европе, а особенно в странах Балтии и в Польше, до сих пор не могут смириться с тем, что Александр Лукашенко снова остался на посту президента. Попытки раскачать обстановку в стране продолжаются.

Глава Министерства иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис 5 июля 2021 года завил, что офис Светланы Тихановской, которая является негласным лидером белорусской оппозиции, а в Европе и вовсе считается победителем на выборах президента РБ, теперь имеет официальный статус.

"Офис Тихановской получил дипстатус в Литве. Это значит, что белорусский народ теперь имеет официальное представительство в странах ЕС", – сообщается в официальном Telegram-канале главы оппозиции РБ.

Но все не так просто, как хочет показать Светлана Тихановская. Присвоение официального статуса ее офису вызывает множество вопросов. Главный из них – какие реальные полномочия получит оппозиция?

Дипстатус присвоен, но это не точно

Можно ли считать, что белорусская оппозиция теперь будет иметь официальный статус посольства? Как бы этого ни хотелось Тихановской, факты говорят об обратном.

Первое, на что стоит обратить внимание, – заявление Габриэлюса Ландсбергиса.

"Белорусское демократическое представительство в Литве официально аккредитовано", – заявил министр.

Что это еще за статус? И что вообще значит термин "демократическое представительство"?

О такой организации в Венской конвенции (определяющей работу дипломатических сношений и работу консульств) ничего не сказано. Нет нигде термина "демократическое представительство".

Выходит, несмотря на аккредитацию, это представительство не сможет выполнять функции ни посольства, ни консульства. Так зачем нужно было присваивать ему такой непонятный статус?

Красивый жест или намек на новый "беломайдан"?

Аккредитация офиса Тихановской в Литве отлично вписывается во внешнеполитический курс и идеологическую повестку балтийской страны. Но что даст официальное признание белорусской оппозиции?

С одной стороны, это выглядит как красивый жест. С другой – как создание координационного центра, который будет заниматься организацией нового "беломайдана".

Более подробно об этом в беседе с Baltnews рассказал литовский политолог Вадим Воловой:

"Этот шаг – продолжение той политики, которую уже давно проводит Литва. Аккредитация офиса Тихановской вписывается в общую линию. В инструментальном смысле у подобного жеста нет значимости. Он исключительно символический".

"Но это может сыграть роль в конкуренции Польши и Литвы по поводу демократизации Белоруссии. Такой шаг направлен на утверждение Вильнюса в качестве основного центра оказания помощи силам, которые пытаются сменить власть в РБ", – рассказал эксперт.

Вильнюс и Варшава действительно соперничают за влияние в Белоруссии. Возможность координировать действия оппозиции в постсоветской стране открывает неплохие перспективы в будущем, если этим "активистам" все же удастся захватить власть.

В этом случае страна, которая оказывала больше всего поддержки "борцам за демократию", может рассчитывать на преференции. Например, при таком сценарии Литва сможет переманивать из Белоруссии более ценные кадры, поскольку на родине уровень зарплат начнет снижаться из-за трудной экономической обстановки.

По этой же причине РБ превратится в рынок сбыта для балтийской страны. Также новое правительство Белоруссии будет создавать идеальные условия, в первую очередь для литовского бизнеса, иногда даже ценой благополучия белорусских предпринимателей. Примером подобного сценария является Украина, правительство которой сейчас принимает земельную реформу.

Пока что в борьбе за влияние на белорусскую оппозицию побеждает Литва. Но проблема в том, что все шаги Вильнюса могут оказаться напрасными.

"Для самой белорусской оппозиции вряд ли что-то изменится после получения аккредитации. Получится ли создать эффективное правительство в изгнании? Пока рано об этом судить, но даже Роман Протасевич утверждает, что в рядах белорусской оппозиции нет согласия", – отметил Вадим Воловой.

В команде Светланы Тихановской указали, что Литва – первая страна ЕС, которая создала официальное представительство белорусского народа, намекая, что в дальнейшем подобные офисы получат аккредитацию и в других государствах Европы. Это якобы станет новым этапом делегитимизации "режима Лукашенко".

"Брюссель явно не против такого шага, поскольку ЕС поддерживает линию на демократизацию Белоруссии. Неизвестно, захотят ли другие страны Европы открывать подобные представительства, но на официальном уровне негативного отношения быть не может", – добавил литовский политолог.

Впрочем, на какую-то реальную помощь от Брюсселя тоже рассчитывать не стоит. Страны Центральной Европы сегодня сосредоточены на других вопросах (пандемия, торговые пошлины США, выборы в Германии и Франции).

Государства ЕС пока не собираются возвращаться к теме "беломайдана". Но когда такая необходимость снова появится, работа, проделанная Литвой, может оказаться вполне оправданной.

Офис Тихановской в балтийской стране – это координационный центр, который позволит "активистам" работать более сплоченно и организованно, избегая ошибок, которые они совершили в августе и сентябре 2020-го.

Взаимный обмен санкциями

Несмотря на то, что Европарламент признал Тихановскую избранным президентом Белоруссии и временным главой государства, реальной власти у нее нет. Политолог ООО "Белая Русь" Петр Петровский в беседе с Baltnews рассказал, как повлияет на работу Тихановской новый статус ее офиса:

"Этот жест – попытка изменить имиджевый статус. Пока сложно сказать, насколько успешной будет такая инициатива. Но, скорее всего, каких-то реальных шагов за этой инициативой не последует. Тихановская, которая финансируется Вильнюсом, не может решить проблемы, с которыми сегодня сталкивается Литва (ответные санкции Белоруссии и миграционный кризис)".

"Вся эта ситуация говорит только о том, что балтийская страна продолжает идти на конфронтацию с Минском. Но проблема в том, что Белоруссия тоже готова повышать ставки. Уже поднимается вопрос о введении контрсанкций против стран Европы, в том числе по ограничению транзита товаров через территорию РБ", – отметил эксперт.

В Белоруссии 6 июля 2021 года прошло совещание у президента, посвященное противодействию санкционным мерам. По его итогам премьер-министр Белоруссии Роман Головченко отметил, что дальнейшие действия будут зависеть от европейских партнеров, но Минск готов действовать и принимать ответные меры.

Сразу после этого Лукашенко поручил правительству ограничить транзит товаров, идущих из Европы в Россию и Китай.

На этом фоне ждать от Вильнюса каких-то шагов к более сдержанному диалогу не стоит. Напротив, санкционная война между этими государствами будет только усиливаться.

"Литва и дальше будет пытаться нагнетать ситуацию, усиливая ограничительные меры против Белоруссии, поскольку Минск разорвал договор о реадмиссии с ЕС и теперь поток нелегальных мигрантов усилился. За последний месяц в Литве задержали более тысячи нелегалов, прибывших из Белоруссии. Сколько осталось тех, кто не попался властям, неизвестно. Более того, через месяц или полтора информация о миграционных путях распространится и нелегалов станет еще больше, после чего Вильнюс потребует ввести новые санкции против Минска", – рассказал Петр Петровский.

Заготовка на будущее

Аккредитация "демократического центра" Тихановской не сделает ее статус более официальным на международной политической арене, не добавит полномочий и не предоставит новые возможности для очередной попытки госпереворота в Белоруссии.

Литва добивается совсем других целей. Во-первых, повышает градус эскалации отношений с РБ. Конечно, это приведет к неприятным последствиям для самого Вильнюса. Литва уже потеряла транзит нефтепродуктов из Белоруссии, а такими действиями она подталкивает Минск к тому, чтобы вообще отказаться от транзита минеральных удобрений через Клайпеду.

Европа уже запретила покупать у Белоруссии часть минералов, но пока остаются старые контракты, на которые не распространяются санкции. Сегодняшние действия Вильнюса подталкивают Минск к тому, чтобы вообще перекрыть транзит минеральных удобрений через балтийскую страну. А это серьезные убытки.

Как пишет Reuters, Клайпедский порт отгрузил почти 10,7 млн тонн минерального калия в прошлом году через терминал, 30% которого принадлежит Беларуськалию. Доля этого товара составила 23% от всего объема перевалки грузов в балтийском порту, который заработал на транзите в 2020-м €58 млн.

Во-вторых, создавая полуофициальный статус для белорусской оппозиции, Литва делает долгосрочную инвестицию. Сегодня офис Тихановской может работать в "фоновом режиме", как националистические группировки на Украине, которые появились еще в 2004 году, но сыграли решающую роль только через десять лет.

Сейчас Литва смирилась с тем, что спешно устроить госпереворот в Минске не получится, поэтому делает заготовку на будущее, которую можно будет использовать, как только Запад одобрит перезапуск "беломайдана". Вот только цена такой стратегии (которая еще неизвестно, сработает ли) может оказаться довольно высокой для экономики самой Литвы.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.