В мае политолог Александр Шпаковский в большом интервью о политической ситуации в Белоруссии и о будущем "альтернативных лидеров" высказался, что никакого "постлукашенковского" государства не будет: если уйдет из власти Александр Лукашенко, его место займет человек с таким же образом мыслей и темпераментом.
Что касается окопавшихся в Литве оппозиционеров, Шпаковский напророчил им бесславное будущее, а именно процитировал председателя КГБ РБ, который считает, что всякий мятежник будет преследоваться точно так, как преследуют террористов в Израиле, США, России и любой другой цивилизованной точке мира.
В Вильнюсе не вздрогнули и не напряглись
Ни один государственный институт не в состоянии точно сообщить, сколько в Литве беглых белорусов. Принято считать – сотни.
Дайва Билене, журналист основного пропагандистского информационного ресурса Delfi, утверждает: "Всем им угрожает опасность! После нашумевшего ареста авиапассажира белорусские власти, кажется, останавливаться не намерены. Бежавшие в Литву критики действующего президента сталкиваются с угрозами о скорой расправе".
Билене в угоду политическому заказу сгущает краски. Маловероятно, чтобы, например, угрожали молодому дурачку, который ввязался в уличные заморочки, был отчислен из вуза, получил повестку о призыве на действительную военную службу и потому сбежал в Литву. Скорее всего, на таких мальков не охотятся.
Что касается крупной рыбы, она действительно не чувствуют себя в безопасности.
Не успели в Минске вывести из самолета Романа Протасевича, как его варшавский подельник Степан Путило запросил у МВД Польши дополнительную охрану. Поляки ее предоставить отказались.
Что касается Литвы, она оказалась не готова к физической защите всех, кто таковую просит и даже требует. Ореол оппозиционеров-мучеников сильно поблек, их ставки девальвировались.
Если верить министру обороны Арвидасу Анушаускасу (а в данном вопросе верить ему можно), "служба охраны руководства занимается охранной оппозиционеров только уровня Светланы Тихановской": "Она и ее ближайшее окружение нуждаются в охране, поскольку в их адрес были высказаны недвусмысленные угрозы".
Трудно сказать, какие угрозы звучат из Минска в адрес Тихановской, если, по ее рассказам, президент Лукашенко 10 августа 2020 года выделил ей охрану для сопровождения дамочки до границы с Литвой. На денежном довольствии "революционерка" стоит в посольстве РБ в ЛР, свои 1000 евро в месяц получает регулярно.
Детки учатся в белорусской гимназии имени Франциска Скорины. Это среднее учебное заведение – единственное такого рода не только в Литве, но и во всем мире.
Кстати, существует школа на средства Минскгорисполкома и администрации президента. О каких тогда преследованиях и опасностях речь применительно к столь ничтожно-важной персоне?
Что касается рядовых сподвижников Тихановской, Арвидас Анушаускас трагичными красками описал их судьбы: "Они были задержаны, их пытали, они – политические беженцы".
Раз так, "несчастные" действительно нуждаются в покровительстве и защите. Однако ее никто в Литве не гарантирует. Ситуация стара, как мир: мавр свое дело сделал, мавр может уходить.
"В Литве КГБ Белоруссии хозяйничает, как дома"
Единственное, о чем с тревогой говорит глава Минобороны, – о создании в Литве таких условий, в которых "разведка враждебных стран не могла бы свободно действовать".
"Надо, чтобы их работа была нейтрализована, я говорю о КГБ Беларуси, который отличался враждебными действиями в отношении Литвы; мы, наверное, мало знаем об этих действиях, но они были", – сказал министр обороны.
Анушаускас для оппозиционных журналистов очень удобен и нужен – он болтает, не думая. Взял и признал тот факт, что литовские контрразведчики проворонили ряд "враждебных действий спецслужбы соседней страны".
Возможно, КГБ РБ и в данный момент времени что-то затевает, а литовцы, так сказать, ни сном, ни духом? При таком безалаберном отношении к делу можно всю Тихановскую проспать, хотя она на всех углах в панике вопит о росте рисков и усилении давления на оппозицию.
В этом месте нельзя не вспомнить российского обозревателя прозападного толка Юлию Латынину. Вот что она в мае сказала об Эдварде Сноудене и Джулиане Ассанже:
"[Общая теория] Ассанжа, общее его мировоззрение о том, что США – это ужасный Левиафан, с которым надо бороться. Но извини, парень, если ты борешься с ужасным Левиафаном и получаешь сдачи, то как-то странно получается, что можно этого Левиафана ругать и можно с ним бороться, но тебе ничего за это не должно прилетать".
Очень жаль, что военный министр Анушаускас не вспомнил эти золотые слова и не пересказал Тихановской: борешься за идеалы – готовься к тому, что "ответка" прилетит.
Москва, как много в этом звуке
На удивление быстро в Литве активизировались профессиональные радетели о несостоявшихся демократиях.
Пятрас Ауштрявичюс, депутат Европарламента, один из борцов за коллективные ценности западного толка, выступил в местной прессе с пространным обличительным заявлением, в котором не забыл назвать происходящее у литовских границ "холодной войной", "пылающим очагом" и "соревнованием разведок":
"Имеем дело с длинной рукой Кремля, у которого есть свои каналы для воздействия на ситуацию. Поэтому заявление Тихановской о рисках для оппозиционеров, особенно тех, чья позиция формирует политику белорусского демократического общества в целом, обоснована".
На вопрос "Чем можно помочь, если говорить о защите?" с ответом не тянул: "Надо спокойно работать".
Совет публику не удовлетворил.
Не забыл брюссельский говорун о Москве как рассаднике всего самого гадкого:
"Еще раз хотел бы сказать, что многие угрозы и другие инициативы хотя и приходят в Литву из Минска, но генерируют и координируют их в Москве. Поэтому ездить в Россию и Белоруссию опасно. Граждан Литвы могут арестовать, взять в заложники, потребовать выкуп".
Давайте пошутим: летать в Грецию и обратно рейсом Вильнюс – Афины тоже опасно. Именно с него в Минске сняли важного для оппозиции фигуранта, а бравые защитнички демократов Анушаускас, Ауштрявичюс и компания об опасности такого трансфера даже не подумали.
Впрочем, не там ищут врагов. По факту литовско-белорусская и литовско-российская границы представляют из себя решето. Организованная преступность, особенно экономическая, чувствует себя в приграничье вольготно.
От этого факта министру обороны отвертеться не удалось: "Граница с белорусами – более 600 км, часто это неудобная местность, леса, болота, есть иные барьеры, но это не останавливает тех, кто там промышляет. Надо сказать, что финансовый интерес, который может быть очень разным, исчисляется огромными суммами, – десятками миллионов евро".
Анушаускас не преувеличил: от 20 до 25% (2–3 млрд евро) годового бюджета формируется за счет повальной контрабанды.
Где оседают деньги, добытые такой масштабной криминальной деятельностью, никто в Вильнюсе не может сказать. Точнее, никто не знает, поэтому все дружно кивают в сторону Москвы:
"Белорусское напряжение нагнетают в Москве, как и недоверие, враждебность по отношению к Западу. Такую громадную деструктивную нелегальную работу организуют не отдельные лица. Им такую работу не поднять, за контрабандистами и преступниками стоят государства", – вторит военному министру брюссельский депутат.
Смешные речи говорит Ауштрявичюс, будто не знает о том, что Литва не без успеха покрывает "королей контрабанды". Они ни к РФ, ни к РБ отношения не имеют. Всего лишь умело эксплуатируют жадность и низкие страстишки государственных мужей, покупая всех подряд, от рядовых таможенников до судей.
Кстати, "теневики" вполне могли бы обеспечить физическую защиту белорусских оппозиционеров. Им такая задача по силам.
И если не делают этого, то лишь потому, что не верят во властные перспективы "протестунов". Интуиция редко подводит боссов криминального мира.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.