"В головах каша": Литва запуталась в своем выборочном соблюдении прав человека

Официальный Вильнюс продолжает закрывать глаза на нарушения прав и свобод в стане союзников, но не упускает случая уесть страны, которые называет недемократическими и тоталитарными.

Как пишет приморский журналист Рената Рейнгольдене, "было время, когда Иду Георгиевну знала половина Советского Союза. Виленчанка много печаталась в центральной прессе, состояла в переписке с членами правительства, известными политиками, и даже Борис Ельцин вынужден был считаться с ее позицией, хотя и не любил острой публицистики Чарнецкой".

Сегодня Ида Георгиевна Чарнецка, по ее словам, "всеми забытая, живет в скромной тишине".

Однако правозащитную деятельность не забросила, поддерживает отбывающих наказания в литовских тюрьмах российских граждан Юрия Меля и Константина Никулина, обвиненного в шпионаже в пользу РФ журналиста Альгирдаса Палецкиса, вынужденного политэмигранта Гедрюса Грабаускаса и вообще всех, кого республиканская власть преследует за инакомыслие или держит в заложниках по надуманным обвинениям.

Ида Георгиевна в беседе с Baltnews рассказала об остро стоящей в странах Прибалтики проблеме – о правах человека.

– Ида Георгиевна, в телефонном превью к беседе вы сказали, что мир сошел с ума.

– Он всегда отличался сумасшедшинкой, но пределы тем не менее блюлись. Сегодня для безумств границ не существует, правил поведения для политиков и государств нет, творится невообразимое.

Например, на днях на Украине под надуманным предлогом арестовали лидера оппозиционной партии, чтобы обменять его как заложника на каких-то нужных, ценных и полезных Киеву людей. Что это за политический спектакль? Совестливый коллективный Запад, к слову, в ответ даже не пикнул возмущенно.

В Вильнюсе тоже не отреагировали на столь маразматическую идею украинской власти, хотя совсем недавно депутаты парламента Литвы заявили о намерении защищать права человека в любой точке земного шара. Возможно, они имели в виду селективную защиту.

С другой стороны, судя по словам дипломатов из Министерства иностранных дел, еда им поперек горла, если кто-то где-то нарушает права человека.

Налицо двойные стандарты. Хуже нет, когда страна живет по правилам дикарей: своим – все, врагам – закон.

– Работники МИД, наверное, с головой погружены в чисто литовские дела, на другие банально не хватает времени?

– Возможно, но и в Литве мы видим отсутствие уважения властей к самым элементарным правам литовцев. Судя по прессе, забот у МИД, у спецслужб и у полиции предостаточно.

Не секрет, что власти, выставляющие себя защитниками прав человека на международном уровне, нарушают их в отношении собственных граждан. Например, занимаются избыточной прослушкой переговоров, перлюстрацией почты, слежкой, прикрывая гиперактивность и масштабы соответствующими решениями судов.

Вы можете представить литовского судью, который посмеет отказать руководству Департамента госбезопасности или полиции в удовлетворении заявки на слежку, если речь пойдет о подозрениях в шпионаже, измене родины или в организованной преступной деятельности? Я такого представить не в состоянии.

Неудивительно, что в нашей стране МИД утраивает экономические диверсии против литовцев, как это случилось с рабочими из санатория "Беларусь".

Госбезопасность организует кампании по преследованию и запугиванию под надуманными обвинениями в шпионаже в пользу России в отношении российских и литовских граждан, как это случилось с так называемым делом подпольной шпионской сети во главе с журналистом Палецкисом.

МВД задерживает литовцев, проводит обыски, выдворяет неугодных гостей, но одновременно покрывает нелегальных белорусских мигрантов.

Попавшим под колпак местных правоохранительных органов россиянам дают понять, что они преследуются за инакомыслие и публично демонстрируемые симпатии к России.

Еще раз подчеркну – все это происходит в стране, которая считает себя демократическим и правовым государством и поучает соседей вокруг себя соблюдению прав человека.

– И которая одновременно их нарушает?

– Разве нет? Давайте вспомним историю вокруг секретной тюрьмы ЦРУ США рядом с Вильнюсом. В 2005–2006 годах там незаконно содержался гражданин Саудовской Аравии Абу Зубайда.

Официальный Вильнюс этот факт признал, когда согласился за нарушение прав заключенного выполнить постановление ЕСПЧ по делу "Абу Зубайда против Литвы".

Речь идет о выплате истцу денежной компенсации. В решении суда указано на нарушение Литвой статей европейской конвенции о защите права человека и основных свобод, запрещающих пытки, гарантирующих право на свободу, защиту частной жизни и право на надлежащую защиту.

Данное дело находится в фокусе внимания договорных органов ООН по правам человека. В частности, комитет по правам человека указал в июле 2018 года на то, что литовские власти не провели полного и всестороннего расследования сопричастности государственных должностных лиц к нарушениям прав человека в рамках контртеррористических операций.

Какие еще аргументы нужны?

– Наверное, в этом же контексте можно вспомнить Юрия Меля и Константина Никулина, которых вы патронируете.

– Вместе с другими литовскими правозащитниками подписала обращение к Папе Римскому, мы просили его замолвить слово в адрес незаконно гонимых. Поскольку в судьбе россиян изменений не случилось, приходишь к печальному выводу: слово божье ничего не значит против юридической казуистики.

Могу лишь повторить многократно сказанное до меня: так называемое дело 13 января 1991 года – это процесс по сфабрикованному по политическим мотивам уголовному делу, в ходе которого были грубейшим образом нарушены нормы литовского законодательства и международного права, в том числе запрет на придание закону обратной силы и принципы презумпции невиновности.

Единственная параллель, которая напрашивается, – это параллель с поджогом Рейхстага в феврале 1933 года, сыгравшим важную роль в укреплении власти нацистов в Германии.

– Отсюда несложно перекинуть мостик к делам, возбуждаемым из-за оскорблений памяти лесных братьев, отрицания советской оккупации, геноцида литовского народа.

– В головах каша, она подходящая почва для любого скандала. В данный момент накаляются страсти вокруг только что состоявшегося марша в защиту традиционной семьи.

Как и следовало ожидать, из всех щелей зазвучали голоса против целей этого движения. Наверное, громче других возмущается депутат Европарламента Раса Юкнявичене, защищающая интересы сексуальных меньшинств. Это ее право, но брюссельская дамочка – страстная поклонница лесных братьев и прочих борцов за свободу Литвы.

В уголовном кодексе времен президента Антанаса Сметоны была статья за мужеложство, так называемые борцы активно уничтожали гомосексуалистов наравне с евреями, цыганами и другими неполноценными с точки зрения идеологии Третьего Рейха.

Ратуя за интересы ЛГТБ, Юкнявичене унижает идеалы борцов за свободу и наоборот. Как принято говорить в таких случаях, вы или крестик снимите, или трусы наденьте.

– Вы сами как относитесь к готовности депутатов Сейма узаконить однополые браки и намерениям общества не допустить такого шага?

– Такой сложный и ответственный для католического государства вопрос нужно выносить на общенациональный референдум. Наверное, это оптимальный путь, если думать о единстве гражданского общества и будущем Литвы.

К сожалению, депутатам парламента кто-то сказал, будто они самые умные и далеко глядящие. Увы, зигзаги законотворчества говорят об обратном.

Впечатление такое, будто Литва тоже находится под внешним управлением. На мой взгляд, далеко не случайно аккредитованные в Вильнюсе послы почти единодушно выступили в поддержку планов по признанию институтов партнерства и однополых браков.

Казалось бы, загранице какое дело до сугубо внутрилитовского вопроса? Так нет, все равно суют свои лапки в чужой дом.

Почему бы этим высокопоставленным дипломатам из 15 стран не предложить плебисцит как способ решения проблемы? Они не хотят, потому что предвидят итоги.

Евросоюзу и США в данный момент выгоднее навязывать управляемому меньшинству доминирование над большинством.

Не удивлюсь, если завтра-послезавтра у организаторов и активистов движения за традиционную семью найдут связи с Россией и лично ее президентом, с Северной Кореей, Ираном, Кубой, Белоруссией.

Эта дорожная карта – классический путь политических провокаторов, которыми так богата цивилизованная Европа. Вильнюс давно плетется в ее фарватере, ограничивая право на свободу выражения мнения в угоду, как себя пытается оправдать, национальной безопасности.

Под таким патриотичным соусом можно творить что угодно.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.