Неспортивное поведение: Литва призывает к бойкоту Олимпиады в Пекине

© Sputnik/ Анна Раткогло

В Литве нашли отличное решение, как отомстить Китаю за санкции, введенные против вильнюсских защитников прав человека. Речь идет о бойкоте предстоящей в 2022 году зимней Олимпиады.

Депутаты Сейма Литвы из парламентских Комитетов по национальной безопасности и обороне (КНБО) и по иностранным делам (КИД) толком не успели "попиариться" на теме уйгуров, "угнетаемых в Китайской Народной Республике".

К бедственному положению нацменьшинства специальной резолюцией литовцы старались привлечь внимание "ООН или другой независимой международной организации с целью провести правовое расследование совершаемых преступлений в провинции Синьцзян". Ответ из Поднебесной последовал мгновенно.

"Беспредельщики", как называют китайцев парламентарии, объявили персонами non grata депутата Довиле Шакалене и постоянного представителя при ЕС Аушру Семашкене. Вместе с дамами в черном списке оказались их мужья, состоящие на дипломатической службе, сообщил прессе глава МИД Габриэлюс Ландсбергис. Итого, четыре гражданина Литвы оказались, пользуясь спортивной терминологией, вне игры.

Ландсбергис, разумеется, пообещал побороться за интересы "четверки" и на санкции ответить санкциями, однако по сей день ничего не предпринял и вряд ли предпримет, поскольку сказать Пекину в ответ абсолютно нечего.

Тем более, что Китай ввел санкции в отношении десятков европейских "умников", считающих, что им позволено совать носы во внутренние дела любых государств. Шакалене, в свою очередь, попробовала высмеять КНР, которая "свои миллиарды направляет на борьбу против гражданки маленькой страны", но получилось скорее жалко, чем смешно.

Маленькая, но гордая

Литовские политологи тут же подхватили свежий тренд и вспомнили, как официальный Вильнюс на уровне Европейского союза противился договору об инвестициях между Брюсселем и Пекином.

В докладах об угрозах национальной безопасности в 2019, 2020 годах госбезопасность недвусмысленно заявила: Китай превратился в экономическую и военную угрозу литовскому государству. К тому же между странами сохраняются полярные подходы к таким точкам напряжения, как Гонконг и Тайвань.

Шпионаж со стороны КНР, ее попытки доминировать на литовском финансовом, энергетическом, телекоммуникационном и транспортном рынках, деятельность в интересах БелАЭС и другие опасные проекты не могут быть встречены в Литве с восторгом.

Об этом постоянно говорили все политики и высокие госчиновники. К слову, давним и резким критиком Пекина является нынешний замминистра иностранных дел Мантас Адоменас. Тем не менее, вопреки дружному хору критиков, Вильнюс тоже проголосовал за договор, чем в очередной раз продемонстрировал, как ему "и хочется, и колется".

Руководитель парламентского КИД Жигимантас Павиленис уже на финише 2020 года требовал жестких мер в адрес Китая, в первую очередь – за экономическую и политическую поддержку "минского режима". В Поднебесной Павилениса или не услышали, или проигнорировали его истерику.

Не слишком бурной оказалась китайская реакция и на президента Гитанаса Науседу, высказавшего в том смысле, что "экономические интересы – это экономические интересы, а поддержка демократии, свобод и прав человека – это миссия Литвы".

Кажется, что руководство КНР подумало и решило: вот и оставайтесь со своей миссией у разбитого корыта!

Первым прочувствовал холодок с востока политолог Марюс Лауринавичюс, предложивший принимать безотлагательные меры. Одной из них стало изменение национальной стратегии безопасности, принятое 29 марта.

"Такие факторы, как растущая мощь Китая и пандемия COVID-19 требуют переосмысления мер, которые мы принимаем для обеспечения безопасности государства и его наиболее важных интересов", – заявил министр обороны Арвидас Анушаускас, который возглавил комиссию по пересмотру стратегии. В полуторамиллиардном Китае от этих слов, наверное, вздрогнули.

Добить дракона

В правительстве Литвы вздохнули с облегчением, но задумали добить китайского дракона. И практически решили вслед за США бойкотировать XXIV Зимние Олимпийские игры, столицей которых назван Пекин. "Литовцы не должны участвовать в Олимпийских играх по геноциду", – считает Кястутис Гирнюс, политолог с американскими корнями.

Американцы уже предложили целый кейс запретительских мер, чтобы китайские компании не смогли заработать на болельщиках. За океаном призвали союзников в разных частях мира солидаризироваться, не покупать билетов, не занимать гостиниц, не есть, не пить и таким образом "нанести удар по жестокости китайских коммунистов и преступников".

Как быть маленькой, но гордой Литве? Ее спортсмены не сильны в зимних видах. Например, в 2018 году в южнокорейском Пхенчхане под литовским триколором выступили только 9 спортсменов: по четыре биатлониста и лыжника и один поклонник горного слалома. Все остались без медалей, и нет надежд на покорение пьедестала в Пекине. То есть спортивное сообществе горевать из-за отсутствия Литвы не станет.

Однако бойкот очень хорош, как политический инструмент, и с его помощью официальный Вильнюс мог бы привлечь внимание как к себе, так и к проблемам с демократией и правами человека в КНР.

В этом месте политолог Гирнюс сослался на бойкот московской Олимпиады в 1980 году. КНР сегодня намного сильнее СССР, шире и глубже интегрирована в мировую экономику. Бойкот для Поднебесной будет более ощутимым экономическим ударом, чем для Советского Союза, считает политолог.

Не забыл он и о ценностях. Бойкот обязательно откроет глаза китайцам на беззакония в собственной стране. Поэтому Литва просто обязана игнорировать Олимпиаду, пусть даже на такой шаг согласится небольшое количество стран. "Бойкот продемонстрирует партнерам Вильнюса, что он озабочен не только ситуациями в Белоруссии и России, но действительно болеет за права человека по всему миру".

Вот такой "смертельный удар" заготовлен по Китаю. Его организаторам остается только пожелать – олимпийский флаг всем в руки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.