Проект Rail Baltica имеет слабые перспективы, чтобы окупить себя, заявил старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.
"Главная проблема Rail Baltica заключается не столько в строительстве, сколько в эксплуатации. Хорошо, сейчас дадут деньги, а потом за эксплуатацию кто будет платить? По этой дороге нечего возить. Максимум на что здесь хватает фантазии – это переброска древесины из Финляндии в Германию. Но она уже туда попадает автотранспортом. Дороги есть, а с автотранспортом обращаться легче, его легко можно перебросить на другой маршрут. А если не будет грузов на Rail Baltica, что тогда делать? От ржавчины будем отмывать?" – заявил Оленченко порталу Baltnews.
Кроме того, странам Балтии пока не удается согласовать проект с Польшей, а это делает железнодорожное соединение Прибалтики с Европой невозможным, отметил эксперт.
"История с Rail Baltica тянется уже давно. Сначала ее инициатором была Финляндия, потом – Евросоюз. Это дорога в никуда. Одна из причин состоит в том, что в Польше нет согласия о прохождении Rail Baltica через ее территорию. Проект должен был проходить через Сувалки, а это считается заповедной туристической зоной. То есть максимум магистраль дойдет до Каунаса в Литве", – отметил эксперт.
Наконец, в странах Балтии проживает не так много населения для того, чтобы загрузить железную дорогу в должной мере.
"Если говорить о пассажирском потоке, то опять же некого возить. Если только эмигрантов. Финны плавают на паромах, латыши и литовцы на самолетах в Великобританию и Германию. Поэтому это – провальный проект. Но сейчас идет акцент на строительство, это позволяет дать работу безработным и возможность выйти из последствий пандемии", – подытожил Оленченко.
Ранее власти республик Прибалтики пригрозили Брюсселю заблокировать реализацию пакета Фонда восстановления в размере 750 млрд евро, если они не получат средства на проект Rail Baltica. В результате в Литве решили создать специальную рабочую группу для обеспечения парламентского надзора за реализацией проекта и достаточным финансированием со стороны ЕС.