Литовские акушеры готовы заработать на протестах в Польше

© REUTERS / KACPER PEMPEL

Правительство Литвы готово протянуть руку помощи полькам, решившим прервать нежелательную беременность. Для этих целей кабмин предложил сформировать специальный денежный фонд.

На окраине столицы Литвы расположена и процветает очень недешевая "Балтийско-американская клиника". Среди припаркованных автомобилей много машин с российскими и белорусскими государственными номерами.

Это состоятельные граждане Союзного государства привезли кото-то из родных или знакомых на обследование, амбулаторное лечение или на операцию.

С больным клиентом лучшие в Литве медики обойдутся так вежливо, деликатно и профессионально, что руки посетителя сами собой постараются максимально широко раскрыть карман или кошелек, а мускул не дрогнет, когда глаза увидят выставленный счет.

Рожать под контролем работающих в БАК акушеров-гинекологов, судя по количеству прибывающих россиянок и белорусок, одно удовольствие: ни тебе общих палат, ни сонных дежурных сестер, ни уличного шума. В персональном блоке продумано и предусмотрено все, включая букет цветов, если состояние пациентки позволяет получать от него удовольствие.

Пандемия коронавируса прикрыла российско-белорусское окно возможностей, но неожиданно открылось польское. Паночек и пани, согласных легально прервать нежелательную беременность, уже ждут с распростертыми объятиями.

Уходящее правительство Саулюса Сквернялиса даже предложило сформировать специальный фонд, правление которого финансовыми ресурсами поддерживало бы полек, решившихся на аборт.

Как известно, в соседней стране прерывания беременности фактически запрещены решением Конституционного суда. Его заседатели признали несоответствующим Основному закону положение, которое разрешало женщине прервать беременность в случае обнаружения у плода тяжелого и необратимого дефекта или неизлечимой болезни, угрожающей жизни.

Дотошные варшавские чиновники установили, что под этими предлогами в стране делали примерно 98% легальных абортов.

"Ад для женщин", – заявила вице-спикер польского Сейма Малгожата Кидава-Блонская. "Польша стала первым халифатом Европы", – пишет варшавская и провинциальная пресса. "Вброс темы абортов и решение псевдосуда по этому делу в разгар бушующей эпидемии – это больше, чем цинизм. Это политическая подлость", – считает бывший премьер-министр и экс-глава Совета Европы Дональд Туск. Но власть идет своим путем.

Депутаты литовского парламента не посмели критиковать Варшаву за предпринятые опасные в долгосрочной перспективе шаги, но и не промолчали. За закрытыми дверями родилась резолюция "Об ограничении прав женщин и нарушениях принципа верховенства права в Польше".

Чтобы не раздувать невыгодный Литве скандал, местная пресса сверхповерхностно рассказала о новой резолюции, упомянув только ее разработчика социал-демократа Довиле Шакалене.

Между тем документ призывает президента Гитанаса Науседу заявить о позиции главы государства в этом польском вопросе, причем не в общих чертах, а с акцентом на "грубые и системные нарушения прав женщин на репродукцию", что в целом ухудшает правовое поле Польши.

Вообще Науседе не позавидуешь. С одной стороны, официальная Варшава явно не в ладах не только с Конституцией, но и жизненной логикой. С другой, Польша – особо важный и ближайший партнер, от настроений которого напрямую зависит благополучие Литвы, в том числе – энергетическая, продовольственная и военная безопасность.

С этой точки зрения Науседе выгоднее не выглядеть в чужом пиру похмельем.

Как рассказывают сотрудники информационного агентства ELTA, вильнюсская площадь Дауканто, конечно же, должна высказать озабоченность опасностью, которой подвергаются гражданки Польши при попытках подпольно прервать беременность – последствия могут быть для здоровья, эмоциональной, физической их форме и даже для жизни.

Но вряд ли глава государства одобрит требование "поддержать польские протесты", на чем настаивают парламентарии, голосовавшие за резолюцию коллеги Шакалене.

Пока глава литовского государства подбирает нужные слова, заправилы литовской частной медицины прогнозируют своим клиникам нешуточные барыши. Воистину, кому война – кому мать родна, возмущаются рядовые литовцы.

В Литве такой бунт невозможен

Как известно, в ходе парламентских выборов в Литве "Избирательная акция поляков Литвы – Союз христианских семей" в Сейм не прошла.

В основных программных установках восьмым по счету есть пункт: "Цель – осуществление и защита наших идеалов: жизни, правды, справедливости, достоинства и чести". В разделе "Обеспечим благополучие семьи и каждого человека" упомянуты поддержка традиционной семьи и запрет на аборты.

Партия шла на выборы под адресованным всем национальным меньшинствам старым лозунгом "Вместе мы – сила!". В Литве 6,5% населения составляют поляки, 5,8% – русские, еще чуть больше 2% – все другие общины. Итого – 14,3%.

Для сравнения: в Латвии русскоязычных 37% населения. Но у национальных меньшинств в Литве нет такой организованности и таких ресурсов, как у нацобщин Латвии. 

ИАПЛ получила поддержку 56 386 избирателей – 4,8%. Чтобы перескочить 5% барьер, ей не хватило 2349 голосов. Литва – не Польша, здесь невозможны масштабные женские протесты, нет таких харизматичных фигур, как лидер польского "бабьего бунта" Марта Лемпарт. Но играют литовские женщины пусть тихо, но по тем же правилам: кто не с нами – тот против нас.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.