Чем недоволен избиратель: о причинах поражения "поляков" на выборах в Сейм

Тема: Парламентские выборы в Литве – 2020

"Избирательная акция поляков Литвы – Союз христианских семей" (ИАПЛ-СХС) под руководством евродепутата Вальдемара Томашевского потерпела поражение на выборах в Сейм. Baltnews попытался выяснить, почему так случилось и в каких районах избиратель отвернулся от "поляков".

Несмотря на то, что накануне выборов в Сейм Литвы финальный опрос общественного мнения был благосклонен к партии "Избирательная акция поляков Литвы – Союз христианских семей" (ИАПЛС-СХС), впервые за последние восемь лет партии не удалось преодолеть пятипроцентный барьер – своей фракции у "поляков" не будет.

На выборах они получили 4,8% голосов – не хватило совсем чуть-чуть, но закон есть закон.

В этом году за партию проголосовали 56 386 избирателя. Явка на выборах в 2020 году была меньше, чем четыре года назад, однако потери ИАПЛ-СХС очевидны. В 2016 году ИАПЛ-СХС получила 69 810 голосов.

Самое интересное, что еще в прошлом году ситуация выглядела совсем по-другому.

В мае 2019 года в Литве состоялись выборы в Европарламент, на которых за "поляков" проголосовали 69 347 граждан. Из этого следует, что львиную долю позиций партия сдала в течение неполных двух лет.

В последний раз ИАПЛ-СХС не удалось преодолеть пятипроцентный барьер в 2008 году, тогда тоже не хватило совсем чуть-чуть, но в то время и партия была совершенно другой. Во-первых, она была исключительно "польской", непарламентской и региональной.

Сегодня же они выступали как партия, входящая в правящую коалицию, как партия, представители которой занимают важнейшие посты в кабмине, а самое главное – как партия, которая идет в союзе с "Русским альянсом". В 2008 году русские за нее еще не голосовали.

Триумф ИАПЛ-СХС пришелся на 2012 год. Тогда Вальдемару Томашевскому, стоящему у руля с 1999 года, удалось сформировать мощный список, куда вошли представители ключевых национальных общин – русские, белорусы, татары.

Вольдемар Томашевский

За счет выгодного сотрудничества и союза с "Русским альянсом", которым руководит клайпедчанка Тамара Лоханкина, партии удалось получить 5,83% голосов – за нее проголосовали 79 825 человек.

Апофеоз "поляков" пришелся на 2014 год, когда одновременно проходили выборы в Европарламент и президента Литвы. На президентских выборах Вальдемар Томашевский получил 109 659 голосов, заняв пятое место с результатом в 8,22% – для кандидата, не этнического литовца, представляющего партию, ставящей во главе угла защиту интересов национальных меньшинств, это был настоящий фурор.

Это говорило о том, что за него голосовали не только поляки и русские, но и литовцы.

В 2016 году партия получила меньше голосов, но прошла в Сейм, закрепила позиции и отстояла звание парламентской партии.

Далее ситуация начала ухудшаться, хотя с виду все было отлично. Летом 2019 года "аграрии" и премьер Саулюс Сквернялис пригласили ИАПЛ-СХС присоединиться к коалиции, так как правящим не хватало людей для стабильного большинства.

"Поляки" приняли предложение и даже получили под контроль важнейшие министерства – МВД и Минтранс, которые возглавили видные партийцы Рита Тамашунене и Ярослав Наркевич.

В ходе этой предвыборной кампании партия ставила во главе угла вопросы социального толка – всевозможные льготы, сокращение налога на добавленную стоимость, "детские деньги", поддержка родителей, матерей, пенсионеров и неимущих. Таким образом, ИАПЛ-СХС заявляла о себе как о системной политической силе, стремясь выйти за рамки одного вопроса, но, похоже, это их и подвело.

В последние годы избиратель – как русский, так и польский – критиковал "поляков" за отсутствие инициативы в тех вопросах, которые больше всего волнуют электорат, – защита школ и образования на родном языке, принятие Закона о национальных меньшинствах, усиление языковых прав крупнейших национальных общин и тому подобное.

Кроме этого, в 2018 году партия почему-то подписала межпартийное соглашение о необходимости довести расходы на оборонные нужды к 2030 году до 2,5% от ВВП. Большинство поляков и русских не поняли этого шага, а в партии и не стремились объяснять, указывая на то, что, мол, сейчас так надо.

Но люди ждут объяснений, в особенности когда речь заходит о русскоязычных избирателях, довольно скептически относящихся к НАТО в принципе.

Также представители партии несколько раз странно повели себя на голосованиях в Сейме и в ПАСЕ, их делегаты поддерживали антироссийские инициативы, что у русского избирателя вызывало множество вопросов, ведь ИАПЛ-СХС получали голоса и за счет того, что декларировали необходимость улучшить отношения с РФ и Белоруссией.

К началу избирательной гонки ИАПЛ-СХС решила доказать, что партия верна своим идеалам, поэтому список "поляков" возглавил одиозный депутат Збигнев Единский, прославившийся хлесткими заявлениями по украинскому Майдану, протестам в Белоруссии, воинственной политики США на Ближнем Востоке. Он даже заявил в эфире общенациональных дебатов, что в Литве, дескать, "диктатура".

В глазах консервативно-либерального истеблишмента Единский – радикал, да еще и пророссийский, но Томашевский сознательно пошел на этот шаг, руководствуясь принципом – плохой рекламы не бывает, старый конь борозды не портит.

Збигнев Единский

Однако, как мы видим, ситуация от этого не улучшилась. В погоне за теряющими доверие к партии русскими избирателями руководство ИАПЛС-СХС не заметило, что от него отворачиваются поляки. Об этом свидетельствует тот факт, что львиная доля голосов была потеряна именно в Вильнюсском регионе.

Потеря голосов в ключевых районах

Говоря о регионах, следует отметить, что партнеры "поляков" в лице "Русского альянса" Вальдемара Томашевского не подвели. В Клайпеде русские кандидаты-одномандатники, которые были включены в списки ИАПЛ-СХС, получили даже больше голосов, чем в 2016 году. В многомандатном округе результаты в Клайпеде тоже были на уровне.

Если на выборах в Клайпеде за кандидатов от списка ИАПЛС-СХС четыре года назад проголосовали 4215 человек, в этом году – 4393. По многомандатному округу результаты хуже: по сравнению с 2016 годом число поддерживающих партию сократилось на 379 человек, но, учитывая явку, это нельзя назвать серьезной потерей.

Аналогичная ситуация в Висагинасе, Зарасай и Швенченис – там партия, где русских избирателей тоже довольно немало, почти не понесла потерь: они коррелируются с явкой. В процентном соотношении ИАПЛ-СХС даже выиграла, а вот в Вильнюсском районе и в Шальчининкай, где "полякам", как обычно, удалось провести в Сейм двух кандидатов в первом туре, отток поддерживающих налицо.

В стратегически важных для партии округах Шальчининкай, Медининкай и Неменчине, по сравнению с результатом в 2016 году, потеряно 2585, 1741 и 1754 голосов соответственно. Всего – 6080 голосов.

Именно их и не хватило для того, чтобы преодолеть пятипроцентный барьер. Это явное поражение, особенно учитывая тот факт, что Вильнюсским районным самоуправлением и Шальчининкайским районным самоуправлением на протяжении последних тридцати лет управляют именно "поляки".

Тем не менее это лишь полбеды, так как, помимо районов, львиная доля голосов была потеряна и в самом Вильнюсе. Весомый спад замечен почти во всех округах. По сравнению с 2016 годом потеряно 6839 голосов.

К слову, первой ласточкой для "поляков" послужили еще муниципальные выборы весной 2019 года, тогда партия получила в разы меньше голосов, нежели в 2015 году, но, очевидно, работу над ошибками не провели.

Позиция экспертов

По словам политолога-социолога Мажвидаса Ястрамскиса, поражение предопределил рост популярности Партии труда под руководством евродепутата Виктора Успасских. Русский политик оттянул голоса русскоязычных виленчан.

"Половина из них [голосов] потеряна в Вильнюсе. Там, где живут не только поляки, но и русские. Из предыдущих избирательных исследований мы знаем, что больше половины поляков голосуют за ИАПЛ-СХС. Оставшиеся распределяются между другими партиями. Русские за Томашевского голосовали меньше. На выборах в Европарламент аналогичная часть голосовала за Партию труда", – пишет политолог на страничке в Facebook.

"В Вильнюсе на этих выборах ИАПЛ, сравнивая с 2016 годом – 6839 голосов. Партия труда – плюс 6511. Из голых цифр мы не видим, кто там голосовал. Однако понятно одно – когда мы идем через вильнюсские округа, видим потери ИАПЛ и прирост Партии труда. Этих шести тысяч хватило бы для того, чтобы партия Томашевского получила 5% и попала в Сейм", – заключил Мажвидас Ястрамскис.

В свою очередь, Анджей Пукшто, заведующий кафедрой политологии университета Витаутаса Великого в Каунасе, связывает поражение с негативной ролью упомянутого депутата Збигнева Единского.

"Образованного избирателя отвратил и первый номер партии – Збигнев Единский, а также его взгляд на Белоруссию и демократические изменения в Белоруссии", – написал он на своей странице в соцсетях.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.