Депортированный испанец: современная Литва напоминает мою страну времен Франко

Тема: Героизация нацизма в Литве

Прогрессивная интеллигенция высказывается против прославления нацистских преступников, вступления страны в НАТО и выступает за дружбу с Россией и Белоруссией. Это не нравится местным спецслужбам, и те начинают преследовать неугодных режиму активных граждан.

Испанский философ и публицист Мигель Пуэртас проживал в Литве с 2011 по 2015 год и работал в университете Витовта Великого в Каунасе. В июне 2015 года философа вынудили покинуть страну местные спецслужбы. После Литвы Мигель Пуэртас жил в Донбассе и только в 2017 году вернулся в Испанию. Летом этого года он снова посетил Литву и встретился с литовскими антифашистами. 

"Я знаю, что в 1936−1939 годы в Испании в гражданской войне против фашизма боролись свыше ста добровольцев из Литвы. Некоторые из них погибли. Мне хочется чем-то помочь литовским антифашистам", − рассказал философ.

При этом 3 сентября он был выслан из Литвы обратно к себе на Родину.

Мигель Пуэртас

Я (автор Гедрюс Грабаускас − прим. Baltnews) встретился с испанским философом, чтобы узнать его мнение о происходящих в Литве вопиющих случаях преследования антифашистов, а также о его впечатлениях от Донбасса и о перспективах левых антифашистских сил Литвы

− Г-н Пуэртас, в Испании проходят судебные процессы над сторонниками независимости Каталонии. Можно ли сравнивать политические преследования и подавление свободы в Литве с событиями в Испании времен правления режима Франко?

− Конечно, в Испании сейчас много проблем, связанных с Каталонией: несколько лет подавлялись те политики и те гражданские группы, которые высказывались за независимую Каталонию, за отделение от Испании. Но в целом в современной Испании можно открыто выражать очень разные политические позиции. Знаю открытых сторонников Сталина и Мао.

© Sputnik/ Алехандро Мартинез Велез
Сторонники диктатора Франсиско Франко у кладбища Мингоррубио, 2019 год

Никто им не мешает, они проводят разные акции, семинары, конференции. В Испании очень много людей разных левых направлений: от радикальных коммунистов до демократических социалистов и анархистов. Все они могут свободно выражать свое мнение, и я не слышал, чтобы спецслужбы проводили обыски у лидеров и активистов левых партий. Также можно открыто нести по улицам разную символику, скажем, с серпом и молотом.

У вас в Литве быть настоящим левым опасно. Знаю, что литовская компартия (КПЛ) вообще запрещена, а ее лидеры долго сидели в тюрьмах или уже давно покинули Литву и до сих пор живут за границей. Другие левые и правозащитные организации тоже преследуются.

Я много слышал о преследованиях членов Социалистического Народного фронта, об обысках в их квартирах, о заведении уголовных дел за хранение листовок, за проведение антинатовских акций, за статьи о нацистских преступниках. Альгирдас Палецкис в тюрьме находился даже полтора года. Слышал о запрете книг писательницы Руты Ванагайте осенью 2017 года. Также запрещены советские символы, такие как серп и молот.

Когда Испанией правил Франко, тоже проводились политические преследования: обыски в квартирах левых политиков и активистов, прогрессивных журналистов, заведение уголовных дел по политическим причинам, угрозы и давление спецслужб. Тоже запрещались книги разных писателей. Кроме того, в Испании проживали очень известные нацистские преступники, скажем, знаменитый Отто Скорцени.

© РИА Новости
Противники режима генерала Франко во время Гражданской войны в Испании, 1937 год

Действительно, ситуация в Литве похожа на Испанию тех времен, когда страной правил режим Франко. Жаль, что структуры Евросоюза обращают мало внимания на ситуацию в Литве, я уверен, если бы в страну часто приезжали делегации из Брюсселя и выясняли бы такие случаи политических преследований, то местные спецслужбы не смели бы так цинично и открыто давить на литовских "антифашистов".

− Вы больше двух лет жили в Донбассе. Чем вы там занимались?

− Я приехал в Донецкую Народную республику (ДНР) в июле 2015 года. Ситуация уже не была такой драматичной, как в 2014 году, когда здесь проходили массовые бои и много терактов. Я жил в центре Донецка, ходил на работу − в местный университет. Часто город обстреливали из минометов и гаубиц, часто проходили перестрелки − в город проникали диверсанты. Мне было очень интересно узнать, как действуют отряды антифашистов.

Видел и знаменитых ополченцев, Моторолу, Гиви. Очень жаль, что их уже нет в живых, это были настоящие борцы с фашизмом.

В рядах ополченцев было немало добровольцев из Испании, около 20 антифашистов. Также в рядах ополченцев находились добровольцы из Чили, Бразилии, Уругвая. Общался и с коммунистом из Индии, который приехал в ДНР еще летом 2014 года. Из Германии в ДНР бороться и защищать страну приехала целая группа антифашистов, среди них и две женщины. Из Латвии в ДНР еще в 2014 году прибыл "черный Ленин" − знаменитый борец с фашизмом Бенес Айо.

© фото из личного архива Бенеса Айо
Бенес Айо в разрушенном аэропорту Луганска

В трудной борьбе была достигнута очень важная победа. Люди Донбасса оказались силой, которая дала отпор фашизму XXI века. Миф, что там воевала какая-то российская армия. В ДНР и ЛНР воевали добровольцы из России, Испании, Германии и других стран, но они только помогали местным.

− Были ли у вас проблемы в Испании после возвращения?

− У меня не было никаких проблем. Никто меня не преследовал, я стал работать в университете Барселоны. Все было нормально, и я так часто вспоминал о Донбассе и Литве.

− В 2015 году вам пришлось покинуть Литву. Наверное, с этим связана самая главная литовская спецслужба − Департамент государственной безопасности (ДГБ)?

− В Литве жить мне нравилось. Я много ездил по стране, увидел разные города, деревни. И со студентами общались хорошо, им было интересно услышать конкретную информацию о Испании. 

Когда в январе-феврале 2014 году на Украине происходил Майдан, а затем весной-летом того года разгорелась война в Донбассе, я в беседах с людьми и в социальных сетях выразил свою позицию, что поддерживаю украинских антифашистов и что я против всех этих неонацистских структур, как "Айдар" и "Азов" (запрещенная в РФ экстремистская организация − прим. Baltnews). Публиковал и конкретные факты, что Йонас Охман и его соратники везут оружие из Литвы на Украину, помогают "айдаровцам" и всяким другим украинским неонацистам.

© РИА Новости
Бойцы батальона “Азов”, 2014 год

− И вас стал преследовать Департамент государственной безопасности Литвы (ДГБ)?

− Они начали давить на меня, но, когда увидели, что я не слишком послушный, начали приходить в университет к моему начальству. Меня вызывали к декану на беседы, склоняли к тому, чтобы я замолчал, чтобы ничего не комментировал о Донбассе и о связях "айдаровцев" с Литвой. Но я молчать не захотел. Меня уволили, и тогда я покинул Литву.

Оказалось, что в Литве нужно или прославлять украинских неонацистов, или молчать. Правда о Донбассе здесь не была нужна. 

− В Прибалтике героизация нацизма видна невооруженным глазом. Почему в Литве в разных городах стоят памятники Йонасу Норейке или Юозасу Крикштапонису, которые вместе с немецкими фашистскими оккупантами убивали мирных людей?

− Конечно, открытое прославление жестоких нацистских преступников − это позор для Литвы. Местные антифашисты тоже не молчат − пишут статьи, говорят об этом на международных конференциях. В прошлом году произошла вообще сенсация − весной 2019 года известный юрист Станиславас Томас с молотом разбил памятную доску Йонаса Норейки в центре Вильнюса.

Его арестовала полиция, было заведено уголовное дело. Но Станиславас Томас покинул страну, уехал в Австрию. Знаю, что проходили суды без участия его самого. Вердикт такой − три месяца тюрьмы. Вот так в Литве охраняют "светлую" память участников Холокоста.

Слышал о том, что в сентябре 2019 года произошло осквернение еврейского кладбища в Каунасе. Читал и о других антисемитских инцидентах − угрозах лидерам еврейских общин, осквернении синагог. Действуют и такие интернет-порталы, которые продвигают антисемитские идеи. Все эти журналисты и публицисты-антисемиты продвигаются очень успешно.

А настоящие журналисты-антифашисты, которые слишком глубоко "роют", иногда умирают весьма таинственно. Журналист Альгирдас Плукис писал о нацистских преступниках, писал и настоящих героях − советских партизанах. Он взялся и за такое опасное дело − выяснял биографию такой таинственной женщины, как бывший президент Литвы Даля Грибаускайте.

Уже радовался, что узнал очень интересные детали о Грибаускайте, и умер. Я точно сказать не могу, но существует довольно реальная версия, что смерть Альгирдаса Плукиса не была естественной.

© BALTNEWS.lt / Алиса Глебова
Журналист Альгирдас Плукис, архивное фото

В Литве существует целая система воспитания, построенная на героизации нацизма, вот для этого и нужны сотни памятников нацистским преступникам. Водят школьников, носят цветы этим якобы "героям".

А вот присмотр за кладбищами советских солдат − уже настоящий экстрим. Против тех, кто этим занимается, уже поднята "черная рука" спецслужб, такие люди часто получают солидные штрафы. А покровители неонацизма, думаю, сидят в Сейме Литвы и других теплых местах. Как и на Украине, где местные неонацисты еще жестче и циничнее.

− Смогут ли левые антифашистские силы вывести страну из этого неонацистского застоя?

− Сейчас в мире происходят крутые перемены. НАТО трещит по швам, и очень реально, что этот блок распадется, как карточный домик. Прогрессивные перемены дойдут и до Литвы. Я решил реально включиться в борьбу за социальную справедливость и нейтралитет страны и вот сейчас вступил в Социалистический народный фронт Литвы. Меня преследовал ДГБ, как какого-то опасного человека, но тут парадокс − я фактически пацифист.

Я за развитие международного движения за мир. В последние годы во многих странах Европы проходят конференции сторонников мира, разные акции с требованием разоружения. Знаю, что и многие литовские антифашисты, как Альгирдас Палецкис, Вячеслав Титов и другие их соратники тоже фактически пацифисты.

Думаю, очень важно вовремя остановить волну неонацизма в Литве. Я слышал о страшных действиях литовских неонацистов. Одно из таких − убийство композитора Томаса Добровольскиса.

В декабре 2014 года он сказал неонацистам на улице Вильнюса "Я за Путина", и группа неонацистов сразу напала на него и убила. Были арестованы шесть неонацистов. Но суд осудил только одного, другие оправданы. Читал и о поджогах левых активистов, об их увольнениях.

И рядом видны другие процессы − явное продвижение крайне правых сил. Знаю, что в стране проходят крупные неонацистские марши, один из таких бывает в Вильнюсе каждый год 11 марта. Там с неонацистскими лозунгами шагают по столице тысячи поклонников Гитлера, Муссолини, Сметоны, Норейки. На этих мероприятиях уже несколько лет участвуют и их украинские коллеги − неонацисты из "Правого сектора" (запрещенная в РФ экстремистская организация − прим. Baltnews).

− Кому выгодна эта волна неонацизма?

− Эти процессы выгодны местной элите. Неонацисты им свои, это их щит от антифашистов, которых элита считает чужими. Вся эта волна русофобии и ксенофобии − главный козырь литовской элиты. Запрет российских фильмов, депортации Олега Газманова и других российских певцов, крики по ТВ о "китайской угрозе" и статьи о "красной чуме" из Китая, всякие басни о "жестоком диктаторе" Лукашенко − все это только мешает нормальному развитию Литвы.

Таких процессов нет в Испании, Италии, Словакии, Швеции и многих других странах Европы.

Думаю, феномен фашизации таких стран, как Украина и Литва, − это временное явление.

Постскриптум

Вскоре после интервью Мигеля Пуэртаса задержали в Каунасе. Его отвезли в аэропорт Кармелавы и объявили ему о том, что теперь он − персона нон грата в Литве на два года. Но прямых рейсов в Испанию нет, и пока его держат в центре для беженцев, где философ ждет депортации из страны.

Жаль, что Литва идет тропой жесткого давления против местных и зарубежных антифашистов. Галина Сапожникова, Александр Дюков, Олег Газманов, Игорь Ревин и много других мирных граждан России были депортированы из Литвы. Такая участь постигла Иосифа Корена и Александра Кузьмина из Латвии и некоторых белорусских антифашистов. Сейчас и Мигель Пуэртас пополнит их ряды.

Это − позор и унижение Литвы. Такая фантасмагория не может долго продолжаться, и Литва должна вернуться в ряды цивилизованных стран.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.