В Литве началась война с Минском за белорусскую демократию

Прижившаяся в Литве белорусская оппозиция ликует: официальная Литва предъявляет Минску ультиматумы, в Европарламенте ходят слухи о введении против Минска жестких санкций – все ради торжеств демократии на президентских выборах в суверенной Белоруссии.

Прижившаяся в Литве белорусская оппозиция не скрывает своих восторгов: в Европейском парламенте ходят слухи о введении против Минска жестких санкций, если в Синеокой продолжится преследование альтернативных кандидатов в президенты.

Список кандидатов в президенты Белоруссии будет сформирован 14 июля. До этой даты можно вести речь лишь о "кандидатах в кандидаты". В этом контексте белорусская оппозиция, ведущая подрывную деятельность с территории Литвы, явно торопит события.

Что касается брюссельских сплетен, то действительно бывший премьер Литвы (2008–2012), ныне депутат Европарламента, консерватор Андрюс Кубилюс выступил с докладом на пленарном заседании Европейского парламента в формате дебатов по ситуации в Белоруссии. Квинтэссенция выступления проста и даже примитивна: если на выборах президента Белоруссии оппозиционные кандидаты не будут зарегистрированы, последуют санкции.

© BALTNEWS.lt / Алиса Глебова
Андрюс Кубилюс

Громче всех "Держи вора!" кричит сам вор

Будь на месте Кубилюса приличный человек, он, возможно, не стал бы подниматься на трибуну Европарламента. Всем известно, что именно экс-премьер первым проворонил начало строительства БелАЭС, которая стала в дальнейшем главным камнем преткновения в отношениях Вильнюса с Минском и Евросоюза с ним же.

"Два бульдозера в чистом поле – еще не строительство атомной станции" – эти слова высокопоставленного "Ушата", как за глаза называют Кубилюса даже в собственной партии "Союз Отечества" – Литовские христианские демократы, стали в Литве символом близорукости и неумения прогнозировать развитие ситуации.

Все последовавшее за этим промахом – санкции ЕС, выталкивание официального Минска из программы "Восточного партнерства", многолетний ледяной холод в литовско-белорусских отношениях и так далее – все это следствия просчетов бывшего премьера. Даже когда из столицы Евросоюза Батьку называли "последним диктатором Европы", в этом также частично был повинен наш герой.

Вот что он сказал у главного европейского микрофона: "После 26 лет авторитарного правления Лукашенко белорусский народ громко требует изменений в своей стране. Это может произойти на президентских выборах 9 августа. Сегодня ситуация не такая, как раньше. Опросы общественного мнения показывают, что более 50% белорусов хотят реальных изменений, и только меньшинство хочет, чтобы он [Александр Лукашенко] остался".

© РИА Новости
Президент Белоруссии Александр Лукашенко

"Настроения в народе напоминают мне нашу балтийскую поющую революцию 1990-х. Белорусские рок-группы поют популярные песни против режима. Представители культурной элиты смело выступают на YouTube с антирежимными заявлениями. Блогеры создают настоящие онлайн-сети сопротивления. Все они преследуются режимом.

Основные конкуренты Лукашенко, Бабарико и Тихановский, находятся под стражей. За последний месяц число международно признанных политзаключенных увеличилось до 30, включая известных оппозиционных лидеров, таких как Павел Северинец.

Сегодня мы [Литва] должны послать три четких и громких сигнала. Первый – гражданам Беларуси. Мы солидарны с вами в вашем требовании перемен. Мы будем защищать ваше право принимать решение стать нормальной европейской демократической страной.

Второй – ясный сигнал для Лукашенко и его номенклатуры: если до 14 июля оппозиционные кандидаты не будут зарегистрированы властями, если политические заключенные и кандидаты не будут освобождены из тюрем, если людей на улицах будут преследовать и запугивать, то будут санкции, адресные санкции.

Третий сигнал – самим себе. Мы должны встать в полный рост и защитить права наших соседей", – заявил Андрюс Кубилюс в Европарламенте.

Старый конь борозды не портит

Кубилюс – в своем репертуаре. Не первый раз он выступает за неприкрытое вмешательство во внутренние дела иных государств. Особенно если речь идет о Российской Федерации и Белорусской Республике.

Кто-то слышал из уст "Ушата" оценки происходящим за океаном беспорядкам? Или заявления против украинских бандеровцев? Нет. А вот науськивание европейского сообщества на критику предвыборной президентской кампании в Белоруссии – изо дня в день.

Одна надежда на сложную политическую и экономическую ситуацию в Евросоюзе. Думается, влиятельным европейским столицам (Вильнюс к таковым не относится) национальные интересы важнее, чем политические процессы в Белоруссии.

Литва включила заднюю передачу

После того, как Гитанас Науседа в июле 2019 года стал президентом, Литва возобновила диалог с Минском, что соответствовало изменениям политики США, а также Евросоюза в отношении этой страны. Например, глава государства общался по телефону с президентом Александром Лукашенко, а глава МИД Литвы Линас Линкявичюс побывал с визитом в Минске. Отношения как бы налаживались.

Но 9 июля нынешнего года официальный Вильнюс встал на дыбы. "Если руководство Беларуси будет преследовать оппонентов, Литва может пересмотреть отношения, отказаться от углубления связей с этой страной", – заявил Науседа. Он подчеркнул, что использует в отношении Минска "селективную политику", проводя "красные линии" в вопросах защиты прав человека и безопасности Белорусской АЭС в Островце.

"Если выяснится, что белорусские власти пытаются сохранить свой мандат любыми средствами, в том числе попирая права человека, открыто преследуя политических оппонентов по разным поводам, придется констатировать такое положение, которое имеется, и заявить, что для нас это неприемлемо и у нас нет ни морального, ни иного права углублять отношения с таким государством" – это сегодняшняя официальная позиция Литвы.

Есть над чем задуматься: если возобновление Вильнюсом диалога "соответствует изменениям политики США, а также Евросоюза", то чьим интересам соответствует его сворачивание? Можно предположить – все тем же Вашингтону и Брюсселю. А Вильнюсу, как обычно, досталась роль пешки, которую гроссмейстеры по своему желанию ставят на белую или черную клетку шахматной доски.

Чем может ответить Батька?

Литовские аналитики, включая сотрудников из Департамента госбезопасности и Министерства обороны Литвы, предполагают, что действующего президента Белоруссии можно если не запугать, то прижать, а Батьке в ответ придется сделать хорошую мину при плохой игре. На деле же все далеко не так.

© РИА Новости
Президент РФ Владимир Путин и президент Белоруссии Александр Лукашенко (слева)

Во-первых, жить под санкциями белорусскому государству не привыкать. Во-вторых, у него есть в лице РФ мощный и надежный союзник, даже несмотря на фрагментарно существующие трения между Москвой и Минском. Россия и еще несколько восточных и юго-восточных стран – государства, в которых Александр Лукашенко рукопожатен, в отличие от столиц Евросоюза.

Что касается мины при плохой игре: если Батьке удастся договориться с Ригой и/или Таллином о закупках электроэнергии с Белорусской атомной, то хорошую мину придется делать Вильнюсу, поскольку его плавучий терминал сжиженного природного газа в Клайпеде получит удар под дых. А вполне возможный перевод белорусского транзита в порты России (что Минску очевидно не выгодно, но может быть при определенных условиях реализовано как шаг устрашения) в состоянии поставить Литву на колени.

И тогда Европа станет свидетельницей уникального случая: "независимое и суверенное" государство, член ЕС и НАТО стоит на коленях в полный рост.

Для генерала госбезопасности есть работенка

На месте генерала Дарюса Яунишкиса, директора Департамента государственной безопасности, автор этих строк обязательно бы заинтересовалась возможными личными интересами консерватора Андрюса Кубилюса в белорусском энергетическом секторе. Президент Литвы Науседа как-то обмолвился о существовании некоего меморандума, подписанного "Ушатом" и высокопоставленным минским чиновником. Думается, в этом есть повод поднять вопрос.

Что касается популистских заявлений Кубилюса в Европейском парламенте, они не более, чем пиар самого дешевого уровня.

Ход предвыборной президентской кампании регламентирован действующими законами Белоруссии. Они не менее демократичны, чем в Литве или, например, в Венгрии. Всех, кто по закону должен быть включен в список кандидатов в президенты, будут включены. По меньшей мере, в Белоруссии не случалось такого голосования, когда избирателей подкупали бесплатным пивом, стиральным порошком и мылом, как это было во время референдума о вступлении Литвы в ЕС.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.