На посту президента Литвы стальную леди сменил гуттаперчевый джентльмен

© AP Photo / Mindaugas Kulbis

Президент Литвы надеется начать сотрудничество с обновленным Сеймом и новым кабинетом министров с чистого листа. Но сумеет ли он стать авторитетным лидером? Как ни странно, может показать радужный значок ЛГБТ-сообщества.

Шествие ЛГБТ-сообщества Vilnius pride-2020 пройдет в Вильнюсе 11 июля. Разноцветные гости со всего мира ожидают, что их поприветствуют в том числе и литовские политики. Наверное, будет весело.

Литовское сообщество лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров (ЛГБТ) 3 июля собралось на столичной площади Даукантаса – у рабочей резиденции президента Литвы Гитанаса Науседы. Пестрая толпа призвала главу государства носить значок с радужным флагом.

"Он [Гитанас Науседа] дал обещание носить значок с радужным флагом, но слова не сдержал, поэтому мы провели дружественную, светлую акцию, в последний раз напоминая президенту о данном обещании", – заявил один из организаторов праздника Томас Рашкявичюс.

Уже в кулуарном общении Рашкявичюс согласился, что президент волен без давления извне решить, когда и где ему было бы удобно появиться с тем или иным значком, а то и вовсе без них. Однако выразил пожелание, чтобы значок все-таки появился на пиджаке Науседы "еще до 11 июля, до начала Vilnius pride-2020".

© BALTNEWS.lt / Анатолий Иванов
Гей-парад в Вильнюсе

Знак свыше

Для разбросанных по всему политическому спектру слева направо критиков литовского президента радужный значок, как лакмусовая бумажка, определяет степень самостоятельности Гитанаса Науседы. Год как он стоит у власти, а лидерских качеств пока не проявил. Его оппоненты утверждают, что главой государства манипулируют все, кто обладает более-менее серьезным политическим или общественным весом. Если Науседа поддастся давлению со стороны ЛГБТ, предположение оппозиции получит фактическое подтверждение.

Дело в том, что литовская Конституция провозгласила довольно сложную модель управления государством. Единый центр силы не определен, что делает Литву не парламентской, но и не президентской республикой. Аналогично выглядят Франция, Польша, Румыния и ряд других стран. Но в отличие от них Литву нельзя считать в полной мере "полупрезидентской", поскольку Конституционный суд еще в 1998 году назвал ее "парламентской с некоторыми чертами полупрезидентской".

С тех пор соотношение парламентаризма и президентизма в Литве больше зависит от личностей, заседающих в ее Сейме и кабинете министров. Каждая сторона стремится взять столько власти, сколько в состоянии получить.

Например, покойный Альгирдас Бразаускас был достаточно слабым президентом, но пользовался поддержкой парламента. Валдас Адамкус, напротив, был сильным лидером и активно занимался не только внешней, но и внутренней политикой.

А Даля Грибаускайте в свое время была выше и важнее не только премьера, но и председателя парламента. Она стала реальным центром силы в стране, забрав в свои руки столько власти, сколько смогли позволить ей взять Основной закон Литвы и слабый Сейм. Фактически "Янтарная" работала в условиях почти 100%-ной президентской республики, а ее слово всегда было последним и решающим при формировании кабинета министров, создании внутренней повестки дня, в определении судеб отдельных политиков и чиновников.

© BALTNEWS.lt / Алиса Глебова
Даля Грибаускайте и Валдас Адамкус

Капитан немощной команды

Сегодня Литву в полной мере можно назвать парламентской. Это парадокс, поскольку и правительство, и Сейм достаточно обесточены скандалами и противостоянием групп по интересам. Но и Науседа не может перехватить власть в свои руки. Например, о слабости литовского президента свидетельствует тот факт, что, несмотря на максимальные усилия, уже почти полгода он не в состоянии избавиться от провального министра транспорта Ярослава Наркевича – мешает Конституция.

Основной закон разрешает главе государства, при согласии премьер-министра, назначать или не назначать членов правительства, но отзывать их запрещает. Если у литовского президента  нет авторитета, кабмин и Сейм могут вовсе игнорировать президентское мнение, а при определенных условиях – и вето главы государства.

Команда президента объединила достойных профессионалов. Но, будучи новичками в политике, они скорее мешают, чем помогают. Любую ситуацию советники президента рассматривают с точки зрения классических подходов. Однако в смысле гибкости такие подходы оставляют желать лучшего, что позволяет лидерам политических партий переигрывать президентскую рать.

Не случайно многие литовские политологи считают, что команда Науседы "и жива, и мертва одновременно".

Очевидно, что президент Науседа критично и верно оценивает сложившуюся ситуацию. Он уже подобрал новых боссов для групп нацбезопасности, науки и культуры и коммуникации. Окажутся ли свежие лица полезнее прежних? В аппарате президента считают, что ротация пойдет на пользу делу. Например, на должность главы группы советников по национальной безопасности назначен Дарюс Кулешюс, который более 20 лет занимается этим направлением. Группу образования, науки и культуры с 15 июля возглавит историк Йоланта Карпавичене. Нового главу коммуникационной группы пока еще подбирают.

Посмотрим, кого не стало в администрации президента? Сразу видно, что убрали людей грамотных, но, к сожалению, не способных работать сообща – любившего командовать генерал-лейтенанта Йонаса Жукаса, натуру творческую, но для президентской команды бесполезную, Сонату Шульце. "Ушли" и Айстиса Забараускаса, который занимался общением с внешним миром, но явно ощущал себя в этом качестве как не в своей тарелке.

Коней на переправе не меняют

Кроме этой троицы администрацию президента покидают также советники юридической группы Ева Саударгайте и Вида Петрилайте. "Первый год на посту президента – сложный период, когда надо налаживать новые деловые связи в отношениях службы президента с другими звеньями власти и общественными группами. В то же время надо начертить ясные политические линии и осуществлять их. Начатые работы продолжат и расширят своими инициативами новые руководители групп [советников]", – сказал президент, представляя обновленную команду.

Само собой разумеется, перестановки сделаны в том числе и с прицелом на итоги осенних выборов в парламент. В администрации президента не скрывают, что надеются начать сотрудничество с обновленным Сеймом и новым кабинетом министров с чистого листа.

Вопрос, тревожащий политологов, сводится к следующему: сумеет ли Гитанас Науседа трансформироваться в авторитетного национального лидера, изменить системы сложившихся взаимоотношений между ветвями власти?

Для этого понадобится железная воля, политическая готовность снять белые перчатки, выселиться из зоны личного комфорта, попачкать руки грязной работенкой. Способен к таким шагам интеллигентный и хорошо воспитанный Гитанас Науседа, временами сильно похожий на идеалиста-романтика? Лакмусовой бумажкой как раз и станет радужный значок, о котором шла речь в начале материала.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.