Массовый побег за границу: литовцам не терпится улететь на немецкие поля

© dpa via AP / Bodo Marks

Страны Балтии постепенно открывают границы. Станут ли первые шаги литовского правительства прелюдией для новой волны эмиграции?

С 11 мая Литва и Польша открыли границы для работников, предпринимателей и студентов. С середины месяца должно быть восстановлено свободное всеобъемлющее передвижение людей между странами Балтии. 

Станут ли первые шаги литовского правительства прелюдией для новой волны эмиграции? Премьер-министр Саулюс Сквернялис рассказал журналистам, что вопрос обсуждался с премьером Эстонии Юри Ратасом и главой латвийского правительства Кришьянисом Кариньшем. Руководители кабинетов балтийских стран обсудили практическое сотрудничество в разрешении кризиса с COVID-19, смягчение карантинных мер, координацию идей и практических шагов. Это логично: активные консультации между государствами региона в смягчении карантинных мер важны на политическом и экспертном уровнях. 

Что касается предположений о новой волне эмиграции, то Вильнюс, Рига и Таллин на данный момент времени полагают: она не станет цунами, поскольку недостаточно возможностей для его возникновения. Если говорить о долгосрочных перспективах, ситуация с трудовой миграцией будет находиться в прямой зависимости от темпов восстановления рынков труда европейских государств и привлекательности прежних точек притяжения.

Например, Италия, в которой трудилось более миллиона только украинских заробитчан, вряд ли сумеет быстро избавиться от имиджа самой пострадавшей от коронавируса страны ЕС. Германия, Франция, Норвегия, вероятнее всего, сумеют оперативно вернуться к прежнему экономическому уровню. Следовательно, ввозные рабочие руки окажутся там востребованными в прежних количествах.

Что касается Литвы, уровень безработицы здесь стабилизировался на уровне 11,5%, прибавив за время карантина к армии свободных рук 197 900 человек. По данным занимающейся мониторингом общественного мнения компании Scorify, 46% литовцев признают: их доходы за время эпидемии сократились на 1/3. 16% считают, что доходы сократились наполовину. Только 40% надеются восстановить финансовое положение еще в текущем году. У 35% жителей есть кредитные обязательство перед банками. Выплаты по ним официально отложены, однако "кредитные каникулы" не коснулись процентов по кредитам, которые образовывают дополнительные бреши в семейных бюджетах.

© AFP 2020 / PETRAS MALUKAS
Вильнюс во время карантина, 29 марта 2020

Экономить вынуждены 56% опрошенных. 26% признались, что "экономят существенно". Только у 9% населения (около 260 тыс. человек) доходы и расходы сохранились на докарантинном уровне, почти 3% сумели даже обогатиться. Основная часть обнищавших – так называемые самозанятые. Правительство обязалось поддерживать их суммами в 257 евро в месяц. На деле на руки люди получают лишь 200, да и те приходят с опозданием. Например, апрельскую помощь решено начать выплачивать во второй половине мая, а это уже будет понедельник, 18-е число.

Что все сказанное значит? Не исключено, как только вновь откроют все границы Евросоюза, толпы жителей Литвы хлынут на чужие рынки труда, не желая "затягивать пояса" в собственной стране. В быстрое восстановление экономики Литвы верят лишь 10%, еще 40% предполагают, что ситуация выправится в течение 2021 года. Остальные настраиваются на вынужденную эмиграцию.

"Людям, которых сейчас уволили, некуда податься. В 2008 году как было? Безработные и потерявшие в зарплате не смогли включиться в рынок труда и уехали. Сейчас может возникнуть схожая ситуация, поэтому важно добиться, чтобы количество безработных росло не слишком быстро", – предостерегают экономисты. 

Мысль здравая, но из-за коронавируса бизнес в Литве сталкивается с существенными проблемами, а в некоторых сферах переживает крах. Например, туроператоры умирают один за другим. Пусты гостиницы, рестораны закрыты – в них некому ужинать. 

Одни фирмы закрываются, боссы других верят в спасательные круги от государства. 

"К сожалению, их ждет разочарование – бизнесу вместо соломинки предлагают кредит. То есть экономические шаги литовского правительства подталкивают часть трудоспособного населения к эмиграции", – резюмирует Эвелина Йотейкайте, прогнозирующая "невиданную ранее волну побегов за границу".

Эксперт портала по поиску свободных рабочих рук CV Online Рита Каравайтене справедливо отмечает: в 2019 году иммигрантов было больше, чем эмигрантов. Однако после карантина ситуация снова изменится в худшую сторону, жители будут эмигрировать в такие страны, как Германия, Дания, Швеция. "Например, Германия уже объявила, что ждет работников из Литвы, предлагает им места на производстве, в строительстве, на складах, в сельском хозяйстве". 

"Великобритания уже сталкивается с нехваткой рук – только для сбора урожая ей не хватает 90 000 человек. Местные не очень хотят выполнять такую работу", – утверждает эксперт. Рита Каравайтене допускает, что литовское правительство не в состоянии спасти национальный бизнес, хотя и старается. Реализация планов финансовой поддержки компаний и самозанятых фактически провалена. Это, в свою очередь, рождает недоверие к решениям кабинета министров, чтобы об их полезности и своевременности не говорил с трибуны министр экономики Вилюс Шапока или сам премьер Сквернялис.

"С решениями, которые могли остановить эмиграцию, мы в Литве уже опоздали как минимум на несколько недель. Например, правительство Латвии еще в середине марта сообщило, что создает фонд в миллиард евро, за счет средств которого будут поддерживать предпринимателей, пострадавших во время кризиса. На бумаге и у литовского правительства существует аналогичный финансовый институт, однако мало кто прочувствовал его работу на деле". 

Самые честные эксперты в области экономики и вовсе призывают не рассчитывать на манну небесную в том смысле, что законы рынка просты: не смог утвердиться – значит неэффективен. На место неудачников придут новые компании в надежде закрепиться в освободившейся нише. "Помогать не компаниям, а людям. Так, как это сделано в США" – вот призыв экономистов. 

К сожалению, литовские власти, стремящиеся во всем подражать заокеанским стратегическим партнерам, боятся выдавать каждому жителю персонально пусть даже по 200 евро, а не по 1200 долларов, как в США. Отсюда вывод: янки точно не поедут убирать клубнику на немецких полях. Литовцы полетят туда с удовольствием. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.