"Государство – это я": по-королевски действует премьер Литвы и побеждает коронавирус

Литва успешно проскочила пик эпидемии и вышла на так называемое плато. Однако карантин наверняка будет продлен еще на две недели и после 11 мая, несмотря на все достигнутые успехи.

21 апреля стало для Литвы коронавирусным Рубиконом, перевалив через который, в стране заговорили о преодолении пика эпидемии и выходе на так называемое плато. В тот день премьер-министр Саулюс Сквернялис и члены его кабинета отчитались перед депутатами парламента о состоянии дел в государстве в связи с чрезвычайным положением и доложили о планах, рожденных побуждением экономики и снижением последствий, вызванных коронавирусом. 

Кабинет на белом коне

Я (автор Игорь Черников – прим. Baltnews) не ставлю перед собой цели пересказать выступления всех членов правительства. Однако постараюсь привлечь внимание читателей к наиболее важным заявлениям, прозвучавшим с трибуны Сейма. В частности, глава правительства подчеркнул:

"На фоне других стран у нас есть несомненные преимущества. Удалось хорошо подготовиться к кризису, финансами управляли целесообразно, накопили большие фискальные резервы. Это высоких оценках говорят результаты рейтинговых агентств и позиция Международного валютного фонда". 

Действительно, правительство своевременно и трезво оценило угрозы, которые несет с собой эпидемия, подсуетилось и в числе первых в ЕС предприняло необходимые превентивные меры: объявило чрезвычайную ситуацию, сконцентрировалось на решении проблем здравоохранения. Если в первую неделю карантина между 14 и 21 марта медицинские прорехи в прямом смысле резали глаза, то к 5–10 апреля их не осталось вовсе.

Второй своевременный и удачный шаг кабинета – разумная поддержка бизнеса. С 10 апреля самозанятые (таких в стране почти 55 000) получают 257 евро в месяц, компаниям начисляют субсидии, связанные с простоем. За субсидиями в начале апреля обратились 8500 предпринимателей (каждая пятая фирма), у которых в сумме трудится более 50 тыс. наемных работников. К сожалению, докризисный уровень безработицы сохранить не удалось. Она выросла с 9,5% до 11,1%, или на 30 тыс. человек. Однако тренд носит общеевропейских характер и связан с решениями европейских столиц закрыть государственные границы и ограничить до минимума свободное передвижение рабочей силы. 

Из-за объективных причин, по прогнозам министра финансов Вилюса Шапоки, падение уровня экономики составит в 2020 году 7,3%, если эпидемию удастся остановить в мае. Есть и плохой сценарий: падение до 20%, если болезнь остановят к началу осени. Шапока напомнил о кредитных каникулах, отложенных коммунальных платежах для жителей и предприятий, о солидарных гибких подходах к решению возникающих финансовых вопросов и о готовности кабинета заимствовать на внешних рынках до пяти млрд евро.

© BALTNEWS.lt / Михаил Прощин
Вилиюс Шапока

В промежуточном резюме можно отметить: комплекс предпринятых правительством Литвы антикризисных мер позволил с 27 апреля смягчить условия карантина. Это сразу ощутили на себе жители: внешне, если не считать обязательных масок на лицах, все возвратилось на привычные рельсы. Постепенно заработали предприятия, компании по оказанию некоторых неотложных услуг, детские сады начали принимать детей, чьи родители возвратились на рабочие места.

Тем не менее 27 апреля министр здравоохранения Аурелиюс Верига на пресс-конференции заявил: "Вероятность отмены карантина в связи с угрозой коронавируса с 11 мая – ничтожно мала. Карантин продлят, только появится больше свободы". Министр подчеркнул: решение правительство приняло коллегиально с учетом рекомендаций экспертов. 

Министр здравоохранения Литвы Аурелиюс Верига

Действительно, профессор Саулюс Чаплинскас, директор Национального центра инфекционных заболеваний и СПИД 23 апреля сказал прессе, что смягчение карантина – логичный шаг: "Для чего вводили карантин? Чтобы остановить первую волну распространения, чтобы люди поняли, какова эта болезнь, чтобы подготовились разные службы, врачи и так далее".

Однако, по словам ученого, после смягчения карантина неизбежен рост числа заболеваний. Исходя из такого предположения, карантин следует продлевать. 

Все не нравится в премьере

Оказывается, у премьера Саулюса Сквернялиса и возглавляемого им правительства много неприятелей. Их раздражает практически все: решения, планы и даже тон, которым глава кабинета делает доклады. Противники называют Сквернялиса не иначе, как "мент", делая отсыл к недавнему прошлому, когда премьер служил генеральным комиссаром полиции, куда по карьерной лестнице поднялся с должности рядового инспектора ГАИ МВД ЛитССР.

В известном смысле общие настроения оппозиционеров выражает политолог Кястутис Гирнюс. Настроен он так воинственно, что, кажется, будто в молодости у него были проблемы с полицией, а сегодня Гирнюс мстит.

Мейнстрим всех заявлений сводится к следующему: "Премьер-министр поступает, как король Франции Людовик XIV, король-Солнце, любивший повторять "L`état – c`est moi!". Что переводится как "Государство – это я!".

Гирнюс упрекает руководителя правительства в игнорировании парламента. Мол, Сквернялис в ответ на просьбу депутатов Сейма прибыть в зал заседаний позволяет себе буркнуть: "У меня совещание по ситуации вокруг COVID-19, мне не до пустых разговоров". Поведение премьера носит вызывающий характер, будто правительство наделяет полномочиями парламент, а не наоборот. 

Кабинет игнорирует Сейм Литвы по всем позициям. Депутаты ведут себя, как кролики, загипнотизированные змеей. С 16 марта они работали максимум пять раз, несмотря на примеры парламентов Великобритании, стран Бенилюкс и даже Белоруссии с Россией.  

Еще большее раздражение у оппонентов рождают заявления Сквернялиса о том, что "правительство никто не в состоянии заменить, разве только другое правительство". Здесь уже усматривают чуть ли не контрреволюцию, заключающуюся в стремлении отодвинуть на второй план институт президента, лично главу государства Гитанаса Науседу, его команду и вообще всех, кто вздумает в условиях карантина дискутировать с правительством. "Кабинет ни с кем не советуется даже по самым актуальным вопросам. Сейму и президенту дозволяется только кивать головой", – бушует Кястутис Гирнюс.

Действительно, со стороны может показаться, будто глава кабинета министров совершенно вытеснил за рамки игрового поля президента. Тайные и явные противники Сквернялиса не перестают бузить: мол, он не консультируется с главой государства, а ставит его перед фактом. Науседа с такой ситуацией мирится, чего никогда не позволяла себе Даля Грибаускайте. На самом деле рабочие консультации на линии президент-премьер проходят чаще, чем когда-либо прежде. Раз Науседа предпочитает играть вторым планом, следовательно, пока его все удовлетворяет. А дальше видно будет. 

К слову, оппоненты премьера говорят и о куда более жутких вещах: хотя правительство продолжает делать вид, будто занимается внешней политикой, обороной и военной безопасностью, на деле премьер отложил эти важнейшие задачи в долгий ящик, что в рамках современных литовских реалиях совершенно недопустимо. 

Президент Литвы Гитанас Науседа

Лично премьеру предъявляют следующие претензии: самовлюбленный непрофессионал, неэкономист, неполитик стремится узурпировать власть в Литовской Республике, пользуясь сложившимися обстоятельствами. Сквернялис – склонный к казнокрадству солдафон: оппозиция не может простить ему дорогу, которую в спешном порядке асфальтируют в направлении загородного дома премьера. Впрочем, вытаскивается на свет божий из нижних ящиков стола все, что в состоянии бросить тень на руководителя правительства или членов его кабинета. 

В кабинете отмахиваются: не до борьбы против компроматов нам, вирус одолеем – и на том спасибо.  

Победителей не судят

Можно сказать, во время эпидемии Литве повезло с премьером. Сквернялис из числа тех, кто появился в нужном месте в нужное время. Не исключено, что кто-либо иной работал бы много лучше. Но дело в том, что иных нет и не предвидится, а есть тот, кто есть.

Сквернялис полезен сегодня тем, что не боится принимать на себя ответственность и очень оперативно реагирует на изменения обстановки. Если сравнить коронавирус с уголовником, поимка которого уже объявлена, то полицейский в ранге премьера проводит очень удачную операцию по поимке преступника.

Он маневрирует наличными силами и средствами, расставляет засады в местах вероятного появления противника и проводит основательную зачистку воровских "малин", на которые похожи очаги инфекции.

Народу, когда речь идет о его жизни и смерти, нравится жесткий стиль управления. Поэтому рейтинги Саулюса Сквернялиса растут, как на дрожжах. Это очень выгодно Союзу крестьян и "зеленых", шансы которого на победу на осенних парламентских выборах растут. Это немаловажный фактор, поскольку эпидемия коронавируса рано или поздно закончится, а за власть в Литве предстоит серьезная борьба. Премьер в ней – далеко не последняя фигура, а победителей любят всегда и везде. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.