Карантин необходим в начале эпидемии для того, чтобы снизить на больницы нагрузки, которые возникают в результате единовременного наплыва уже инфицированных или людей с подозрениями на заболевание. Врачи на время карантина откладывают иные дела, включая плановые операции, растягивают прием пациентов по времени, минимизируя рост смертей.
Дефицит палат и коек
Конечно, маленькая Литва оказалась не готова к встрече с масштабной эпидемией. Но постепенно ситуация с запасами средств защиты, медицинскими препаратами и техникой выровнялась за счет собственных резервов и поставок преимущественно из Китайской Народной Республики. КНР прислала маски, перчатки, респираторы. Местные производители наладили изготовление дезинфицирующих растворов.
Однако остались проблемы объективного характера, быстро справиться с которыми невозможно. 1050 коек в инфекционных отделениях на всю Литву – это мало. Заболевших коронавирусом пришлось госпитализировать в больницы общего профиля. Врачей-инфекционистов там единицы. Поэтому больницы общего профиля стали рассадниками заразы. Так, например, случилось в райцентре Укмерге, в Паневежисе, Каунасе и Клайпеде. Всего по стране в изоляции находится более 500 медицинских работников. Их число будет медленно расти.
Правды ради стоит сказать, что по этой позиции Литва с ее островками медицинского наследства Советского Союза находится в более выигрышном положении, чем, например, Италия, Испания или США, где система здравоохранения вообще никак не смогла противостоять пандемии. Италия – мировой лидер по количеству смертей, в Испании изолировано почти 7000 медиков, США лидируют по скорости распространения инфекции.
Но тысячи коек Минздраву Литвы не хватит, если карантин не будет соблюдаться. К примеру, в Нью-Йорке, где он был объявлен с опозданием, уже требуется дополнительно 120 000 коек. Их создают во всех подходящих для этого зданиях. У Министерства здравоохранения Литвы нет возможности оперативно развернуть, условно говоря, 10 тыс. койко-мест. Для сравнения, в Москве их было 55 тыс., это количество за неделю увеличили до 100 тыс., и все равно эпидемиологи считают, что мало. Поэтому не случайно министр здравоохранения Аурелиюс Верига каждый день требует жесткого соблюдения условий четырехнедельного карантина, взывая к сознательности граждан и добросовестности стражей порядка. Честно говоря, на улицах ни того, ни другого не наблюдается.
Однако в одну минуту дыры не заткнешь. На литовской почве быстро увяли неолиберальные реформы Всемирного банка и Международного валютного фонда. Именно боссы и топ-менеджеры этих организаций в свое время рекомендовали Вильнюсу сократить расходы на социалку и коммерциализировать медицину. В пример, разумеется, ставили отличников Европейского союза. То есть те страны ЕС, где старались сократить расходы на здравоохранение и поэтому оставляли лишь ограниченное количество больниц высокого профессионального уровня.
Увы, официальный Вильнюс поддался на соблазны и пошел по аналогичному пути. Десять лет спустя коронавирус доказал ошибочность реформ. Для того, чтобы от пандемии умерло меньше людей, нужна массовая медицина, подготовленные и многочисленные врачи, избыток коек и аппаратов искусственного дыхания – все то, что уничтожается оптимизациями.
Однако маловероятно, что после эпидемии государство осмелится спросить с тех своих граждан, кто ударными темпами разваливал здравоохранение в угоду директивам из Брюсселя.
Каждый сам себе министр
Главу Минздрава Аурелиюса Веригу упрекают в нежелании проводить массовое тестирование населения. Между тем министр прав: всем подряд делать тесты нет необходимости и даже опасно. Лечить нужно не анализы, а заболевания. Карантин для того и придуман, чтобы лишний раз не ходить по больницам. 1% тестированного населения – это нормальная статистика.
Кабинет премьера Саулюса Сквернялиса работает на удивление слаженно и прагматично. Министры быстро заткнули рты кликушам, призывавшим "не принимать гуманитарную помощь от коммунистического Китая". К слову, ее в Литву доставили на самолете российского олигарха средней руки. Этот факт породил новую волну возмущения: "Уже и от агрессивных русских наш гордый литовский народ подачки принимает! Мало того, что Кремль через помощь Италии разрушает единство ЕС и НАТО, так он еще хочет закрепить оккупацию наших умов!".
В ответ Саулюс Сквернялис отрезал: "Мне все равно, чей самолет привез помощь".
И столь необходимые средства защиты "made in China" наконец-то оказались в руках литовских медиков, хотя, наверное, среди них тоже немало антикоммунистов и русофобов. Конечно, националисты такие слова Сквернялису припомнят и, возможно, попробуют обвинить в лояльности Кремлю. Но, как говорится, победителей не судят.
Вообще атак на правительство могло быть меньше. Например, экс-президент Литвы Даля Грибаускайте 24 марта вдруг заявила в адрес министров: "Административные способности в нашем государстве не слишком большие и хорошие. Я бы сделала такой вывод – ошибки допустимы, их можно понять, но их надо быстро исправлять. А тупое упрямство и их отрицание – это уже преступно".
Следом с похожими заявлениями подтянулись политики правого толка и разного рода политологи, к мнениям которых не особо прислушиваются. Классический трэш – иначе ситуацию трудно охарактеризовать. Не очень понятно, зачем сеять недоверие к людям, которые занимаются реальным делом? Если только ради напоминания о своем существовании и непричастности к решению ежедневных задач по борьбе против эпидемии коронавируса.
Гримасы статистики
По состоянию на 1 апреля в Литве зафиксировали восемь смертей от коронавируса. Одновременно началась перепалка чиновников. Лечащие врачи начали доказывать, что в шести случаях смерть пациентов предопределили "букеты" болезней и только после вскрытий выяснилось, что усопшие оказались носителями коронавируса.
Чиновники Минздрава с такой постановкой вопроса не согласились и утверждали: раз покойный являлся носителем инфекции, следовательно, нужно считать, что смерть наступила от коронавируса. Возможно, с точки зрения медицинской статистики момент важен: мол, на этой полочке хранятся истории болезней умерших, а на этой – умерших от коронавируса. Но с точки зрения противодействия распространению эпидемии пользы от споров нет совершенно.
Реэмиграция как фантасмагория
Жители Литвы, из-за коронавируса лишившиеся работы и социальных гарантий за границей, массово возвращаются на родину. "Мы даже не знаем, какого масштаба эта проблема и какой она будет", – считает президент Национальной ассоциации муниципалитетов мэр Йонавского района Миндаугас Синкявичюс. Люди возмущаются тем, что реэмигранты станут иждивенцами налогоплательщиков, поскольку работы для приехавших нет.
Опасения подтвердил и генеральный комиссар полиции Ренатас Пожела: "Не все, кто уехал за границу, занимались там легальной деятельностью. Немалая часть криминальных элементов уехала. Не исключено, когда такие вернутся, потребуются дополнительные средства и мощности для обеспечения общественного порядка".
Какая-то политико-экономическая фантасмагория получается: в предвыборных программах всех литовских политических партиях отдельным пунктом значится задача по возвращению эмигрантов на родину. И вот они действительно начали возвращаться, но это ни одну партию не радует.
Кризис во спасение
"[Сложная] ситуация будет длиться дольше, чем мы надеялись. Будет такой экономический кризис, какого мир еще не видел. С кризисом в здравоохранении мы справимся скорее, но последствия для экономики окажутся намного сложнее. Всем надо проявить терпение, собраться и жертвовать", – призвала Грибаускайте в интервью национальному телерадиовещателю LRT. О приближении кризиса говорит и ее ставленник министр финансов Вилюс Шапока. Ведущие экономисты тоже стращают черными сценариями.
Самый, наверное, глупый прогноз – это прогноз о том, что "мир после пандемии уже не будет таким, каким был". В Литве это заклинание твердят все, кому не лень, однако пока не один вангующий не придумал, какой именно окажется картина будущего.
Подобную безответственную болтовню в Литве слышали не раз. Однако земля не стала вращаться в противоположную сторону. В жизни литовцев мало что менялось к лучшему. Совершенная неготовность государства к атаке коронавируса – лучшее тому подтверждение.
Возможно, хоть он чему-нибудь научит нас, "повелителей природы"?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.