Политолог Марюс Лауринавичюс, которого коллеги за глаза называют "аналитиком анализов", поссорился с бывшим министром иностранных дел Аудронисом Ажубалисом. Разошлись они из-за взглядов на политику, которую проводит МИД Литвы в последние годы.
Взгляды Лауринавичюса
Политологу Марису Лауринавичюсу работа Министерства иностранных дел Литвы видится в радужных красках. Ведь из этого министерства для европейской аудитории и внутреннего потребителя постоянно звучат предупреждения о том, что опасно скрываться за пустыми фразами о "европейском стратегическом суверенитете". Государства Евросоюза никак не могут быть снисходительны к тем странам, которые не соблюдают верховенство международного права и принципы сохранения мира.
На этом фронте литовское внешнеполитическое ведомство "ходит" в европейских лидерах и успешно противодействует российским кибернетическо-информационных атакам, манипуляциям историческими фактами и так далее. Во внешней же политике Литвы такая линия считается приоритетной. Ее полностью одобряет и поддерживает глава государства Гитанас Науседа. Более того, президент разрабатывает стратегию антироссийского курса. Что касается тактики, ее чертят чиновники МИД в строгом соответствии с рекомендациями и указаниями президента.
Единственное, что сильно огорчает "аналитика анализов", так это слабая и безвольная реакция западных лидеров на звучащие из Вильнюса предупреждения и пожелания. Но в любых обстоятельствах Литва не должна поддаваться инфантильным настроениям и следовать примерам "политики компромиссов", к которой тяготеют президенты США, Франции, канцлер Германии и лидеры других государств, склонных окончательно "закрыть глаза" на политику Кремля.
Лауринавичюс считает "затмение на Западе" временным. Минувший декабрьский саммит НАТО в Лондоне показал, что именно Литве удалось убедить партнеров по Североатлантическому альянсу включить определение "агрессивная Россия" в итоговые документы форума, чего никогда прежде не случалось. Посему чиновникам МИД следует и впредь заниматься активной дипломатией, предлагать союзникам конкретные инициативы. Например, поддерживать новые антироссийские санкции, советовать США и ЕС корректировать их так, чтобы давление не ослабевало. К этим функциям можно добавить возможность финансовой "полиции нравов" – отслеживать случаи отмывки "грязных" денег в европейских банках.
Кроме этого, министру Линкявичюсу и его подчиненным самое время заняться созданием единой европейской стратегии сдерживания Российской Федерации. В этом вопросе Литвой накоплен положительный опыт, которого нет западнее Одера. МИД в этом смысле может оказать неоценимую услугу государствам-приверженцам трансатлантических ценностей.
Оценки от Ажубалиса
По мнению бывшего министра иностранных дел Ажубалиса, Линкявичюс не может похвастаться особыми успехами МИДа, который финансируется скуднее, чем любое другое министерство. Крупные проекты ему не по карману. Отсюда – провалы, ведь Литва проигрывает все стратегические задачи, в том числе практически в одиночку воюет против "ядерного монстра в Островце". Параллельно ведомство выступает за отмену европейских санкций в адрес "последнего диктатора Европы" и за выделение Минску экономической помощи.
Линкявичюс год от года обещает улучшить отношения с соседними странами, но дело так и стоит на месте. Даже Латвия, к примеру, не поддерживает Вильнюс в его борьбе против БелАЭС. На варшавском направлении дела улучшились не благодаря чиновникам МИД, а при помощи "одного" спортсмена, к тому же связанному с Кремлем. Об этом с горечью говорит авторитетнейший литовский политолог профессор Раймундас Лопата, утверждая, что "МИД пробил дно".
Кроме того, ведомство не в состоянии остановить клеветническую кампанию, развязанную писательницей Рутой Ванагайте и ее покровителем – израильским историком американского происхождения Эфраимом Зуроффом. Оба говорят о литовцах как о "нации убийц евреев". Причем в Минске, к примеру, утверждали такую ложь в конференц-зале посольства Литвы в Белоруссии. В Нью-Йорке эту парочку слушал и соглашался с нею посол Литвы в США. Дипломаты ни словом не обмолвились об "акте доброй воли", согласно которому еврейская община получает компенсации. Не были упомянуты литовцы, причисленные к "праведникам мира", как спасавшие евреев от тотального уничтожения. Высокопоставленные дипломатические работники заняты только созерцанием антилитовской пропаганды. Куда уж дальше идти?
Совсем никак не влияет на формирование внешней политики парламентский комитет иностранных дел (КИД) Сейма Литвы. Его председатель Юозас Бернатонис старается избежать любых контактов с иностранными делегациями, с какими бы целями они ни появлялись в столице Литвы. При этом руководитель КИД тоже каждый год обещает наладить работу комитета, однако ничего для этого не делает.
Удар под дых
Пока в Литве пытаются катализировать активность внешнеполитического ведомства, жизнь сильно опережает фантазии. На головы аниматоров свалились печальные для Ажубалиса и очень печальные для Лауринавичюса новости. В Иерусалиме российский лидер выступил с очередной прагматичной инициативой, предложив Китаю, США, Франции и Великобритании провести заседание, на котором лидеры этих стран, являющихся постоянными членами Совета Безопасности ООН, обсудили бы главные мировые угрозы. Ведущие государства мира должны быть сплоченными перед угрозами проявления разного рода шовинизма, расизма, ненависти, антисемитизма и других подобных опасностей.
Эта инициатива была одобрена мировым сообществом. А вот предложение Литвы блокировать полномочия представителей России в Парламентской ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) оказалось выстрелом мимо. Как сообщает агентство BNS, за благоприятную для России резолюцию голосовали 96 участников пленарной сессии, против – 44 и воздержались семеро.
"Принято решение о том, что полномочия российской делегации признаются, и она далее является полноценным членом Ассамблеи. Мы проиграли", – сказал прессе Альгирдас Буткявичюс, глава литовской команды в ПАСЕ.
Вместо резюме
Было бы ошибочно сказать, что между двумя нашими главными "героями дня" – бывшим министром иностранных дел Литвы Андронисом Ажубалисом и политологом Маурисом Лауринавичюсом совершенно нет ничего общего. В произведении Николая Васильевича Гоголя "Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем", название которой я позаимствовал для статьи, оба персонажа, пока не поссорились, являлись символом благополучия и стабильности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.