Рядом с российско-украинской границей в Конотопе хотят установить памятник Степану Бандере. Такое предложение озвучил мэр Ивано-Франковска Руслан Марцинкив, сообщает RT.
По словам градоначальника, для украинцев Бандера является символом несокрушимой борьбы. В то же время, его "боятся" в Москве.
Степан Бандера – глава запрещенной на территории России Организации украинских националистов (ОУН). Чествование Бандеры вызывает обеспокоенность у мирового сообщества. В частности, ранее этот вопрос поднимали послы Польши и Израиля Бартош Цихоцкий и Йоэль Лион.
"С большим беспокойством и печалью мы заметили, что представители власти разных уровней Украины, в том числе Львовский областной совет и Киевская городская государственная администрация, до сих пор отмечают исторические события и их фигуры, которые нужно раз и навсегда осудить", – говорилось в совместном заявлении послов.
В МИД Украины в ответ на сообщение послов заявили о праве государства самостоятельно выбирать своих героев.
"Возрождение и сохранение национальной памяти украинского народа – одно из приоритетных направлений государственной политики Украины. Каждый народ и каждое государство самостоятельно определяет и чествует своих героев", – прокомментировала пресс-секретарь МИД Екатерина Зеленко.
Риторика останется прежней
По мнению гендиректора Центра политической информации Алексея Мухина, риторика Украины в отношении националистов останется прежней. Мухин также обратил внимание на действия Запада, который как минимум не порицает такое поведение:
"Наши американские коллеги всячески поощряют "нацификацию". Европа при этом, под страхом и давлением, тоже занимает достаточно пассивную позицию. На этом фоне националистические силы влияют на решения украинских властей", – цитирует RT Мухина.
Директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко считает, что Степан Бандера является одной из идеологических "скреп" нового украинского государства, и от него вряд ли откажутся:
"Тем более что все недовольства со стороны Польши и Израиля такие робкие и неуверенные, что украинская сторона имеет все возможности их игнорировать".
Минченко также отметил не менее радикальный подход Зеленского к таким вопросам, однако, по словам политолога, у нынешнего президента ограниченное количество альтернатив:
"Но альтернативного нарратива у него нет, и он вынужден считаться с тем, что уже есть и закладывалось десятилетиями. Этот дискурс формировался в системе украинского высшего образования".
В российском МИД, комментируя происходящее, отметили, что разгул неофашизма на Украине принимает все более уродливые формы.
"В стране открываются все новые памятники коллаборационистам гитлеровских карателей, в их честь переименовываются улицы. Складывается ощущение, что Запад выписал украинской власти некую индульгенцию и предпочитает не замечать, как Киев переписывает историю и игнорирует решения Нюрнбергского трибунала. Обнадеживает лишь то, что у представителей некоторых западных государств наконец начали открываться глаза на происходящее на Украине", – говорится в сообщении МИД.
Также в ведомстве призвали официальный Киев отказаться от практики "обеления нацистских приспешников".