Русофобия и милитаризм – последние "духовные" скрепы Литвы

В Литве осторожно заговорили о необходимости сокращения военных расходов. Из-за непомерно раздутого бюджета Минобороны явно страдают интересы других министерств и ведомств.

Русофобская "палочка-выручалочка"

Русофобия осталась единственной идеей, крепко объединяющей литовское общество. Разумеется, не все литовцы – русофобы. Но все русофобы – литовцы. Плюс к ним – небольшая часть местных татар, поляков и русских. Однако первые скрипки в этом оркестре – все-таки представители титульной нации.

Никто другой в Европе так много не говорит о "приближающейся военной агрессии" с Востока. И никто другой так усердно не выискивает среди соплеменников "агентов Кремля", желая с корнем выкорчевать "красную заразу".

Официальная риторика обостряется, когда недовольные уровнем социальных гарантий люди начинают выходить на улицы с акциями протестов. Не успели учителя объявить о намеченной на декабрь предупредительной забастовке, как им в вину тут же поставили "работу в интересах Москвы".

© Sputnik / Владислав Адамовский
Митинг пожарных и служб спасения в Вильнюсе

Как только нищие пожарные, по всей стране работающие преимущественно на технике старше 50 лет, потребовали дополнительных ассигнований, их сразу окрестили "полезными идиотами Владимира Путина".

И так всякий раз, когда бюджетники пробуют получить от правительства больше, чем оно определило в бюджете на следующий год. На сторону кабинета министров моментально встают литовские консерваторы и либералы с примитивным, но действенным лозунгом: "Не хотите кормить свою армию? Будете кормить чужую!".

Даже президент Гитанас Науседа, которому ни к чему уличные протесты, завуалированно поддерживает ура-патриотов: "Если мы не согласимся искать разумный компромисс между желаемым и возможным, то наши социальные проблемы станут решать другие люди, [которые придут в Литву без нашего согласия]".

Без преувеличения можно утверждать – литовские власти с 2013 года смотрят на Россию только как на врага. Этот подход прописан в военной доктрине. О литовско-российских отношениях официальный Вильнюс говорит только отрицательно и непременно в контексте "агрессии" против Литвы.

НАТО – агрессия или оборона?

Никто не собирается понимать (особенно военные), почему Москва, например, рассматривает НАТО не как оборонительный союз, а как агрессивное объединение?

Между тем Россия рассуждает вполне здраво: НАТО был создан, чтобы противостоять Советскому Союзу. Советского Союза давно нет, Варшавского договора – тоже. Почему тогда НАТО до сих пор существует? От кого он защищает? Единственный напрашивающийся ответ – от России.

30 лет назад государственный секретарь США Джеймс Бейкер обещал на весь мир – если Михаил Горбачев согласится на объединение Германии, НАТО ни на один дюйм не двинется на Восток.

© Sputnik/ Сергей Гунеев
Госсекретарь США Джеймс Бейкер беседует с президентом России Михаилом Горбачевым

Но случился обман, НАТО двинулся – и совсем не на один дюйм. Теперь танки альянса находятся прямо на российской границе и на границе союзника Москвы.

Возникает закономерный вопрос: о каком доверии на уровне государств может идти речь, когда официальный высокопоставленный представитель ядерной державы врет не краснея? К слову, некоторая часть литовкой элиты согласна, что Бейкер не должен был становиться обманщиком. Но одновременно политики тут же выбрасывают на стол козырного туза: риторику "А что делать?".

Ведь кое-чему научила российских соседей ситуация вокруг Украины. Чтобы покрыть туза, воспользуемся джокером – известным журналистом Владимиром Познером. В Вильнюсе он дал прекрасное широкоформатное интервью, в котором сказал следующее:

"Можно было предположить, что Украина тоже станет членом НАТО. Логика понятна: уж если Румыния – член НАТО, то почему не Украина? Это означает, что на юго-западной границе России (довольно большой границе) будут натовские войска. Это – раз.

Два – Крым, Севастополь. И будет там не русский флот, а скорее всего – американский 6-й флот. Это рассматривается как экзистенциальная угроза. И российское руководство принимает такое решение: мы угрозы не допустим".

© Sputnik/ Екатерина Чеснокова
Владимир Познер дает интервью на российском кинофестивале "Кинотавр"

Однако чувствуя, что одного аргумента для русофобов явно недостаточно, Познер привел для ясности и другой:

"Представьте себе Мексику, которая расположена по отношению к Соединенным Штатам, как Украина – по отношению к России. И представьте себе, что в Мексике – революция, что к власти приходит антиамериканское правительство.

И оно немножко боится брата на севере, обращается к России с просьбой прислать три-четыре дивизии, чтобы военные встали на границе с США. Кто-нибудь думает, что Соединенные Штаты это бы допустили? Конечно – нет. Точно так же Россия не допустит, чтобы на ее границе с Украиной появился НАТО".

Трудно сказать, оказался ли настолько убедительным Познер или просто прозрение приближается, но вдруг во власти прозвучала логичная мысль – общество не поймет рост оборонного бюджета без выделения средств учителям.

Озарение Карбаускиса

Это "крамольное" и "опасное" озарение посетило руководителя партии "Союз крестьян и зеленых Литвы" Рамунаса Карбаускиса во время обсуждения оборонного бюджета. 

"Общество не поймет дальнейшего увеличения финансирования обороны, если правительство не выделит недостающие средства учителям или работникам культуры", – пояснил коллегам лидер "крестьян".

"Литва и впредь будет выделять на свою оборону не менее 2% валового внутреннего продукта для выполнения обязательств перед НАТО. Но дальнейшее увеличение финансирования – это не тот вопрос, о котором мы должны говорить сегодня", – заявил Карбаускис.

Карбаускис напомнил – нынешний проект государственного бюджета на следующий год предусматривает выделение более 1 млрд евро на оборонные расходы, или 2,02% ВВП, принимая во внимание наиболее актуальные прогнозы экономического роста. Еще 0,03% военные просят добавить, что категорически невозможно на фоне всеобщей нехватки средств.

Заявление оказалось столь неожиданным, что оппоненты почти неделю пребывали в раздрае и не могли ответить Карбаускису что-либо внятное и аргументированное.

Опасность военной политики

Разве что советник президента по вопросам безопасности, генерал-лейтенант в отставке Йонас Жукас предупредил – недостаточный рост финансирования оборонного ведомства отрицательно скажется на репутации Литвы среди союзников по НАТО. Также он заметил, что, мол, не придется рассчитывать на усиление воздушной полиции, противовоздушной обороны, развертывания дополнительных сухопутных и морских сил.

По мнению Жукаса, увеличение финансирования необходимо, ведь в 2019 году бюджет Минобороны составил около 967 млн евро, и это как раз 2,03% ВВП.

В Литве военные пытаются обеспечить себе безбедное существование, прикрываясь старательно раздуваемым мифом о "российской угрозе". Вряд ли они не понимают, что в государстве системно проводится усиленная милитаризация.

В Литву зазываются для присутствия уже на постоянной основе дополнительные натовские формирования, запрашиваются новые западные вооружения и так далее.

Генералам, офицерам и "ястребам" из числа гражданских лиц глубоко плевать, что такая военная политика на самом деле серьезно подрывает в первую очередь безопасность самой Литвы.

Министр обороны Раймундас Кароблис даже попытался опровергнуть результаты опроса общественного мнения, в ходе которого подавляющее большинство рядовых налогоплательщиков высказалось за сокращение военных расходов в пользу перераспределения средств на социальные нужды, образование и культуру.

По словам министра, во всем, разумеется, виноваты "неграмотные литовцы", которых еще и "ввели в заблуждение".

"Нельзя противопоставлять оборонный бюджет бюджетам Минобразования и Минсоцзащиты. Не будет крепкой армии, не будет и других министерств", – завел Кароблис старую песню.

Разумеется, не забыл он упомянуть и "уроки Украины и Грузии, агрессивность России, геополитическую ситуацию" и еще тысячу причин, согласно которым народ должен давать армии все, чего та ни потребует.

Если бы булгаковский Воланд посетил нынешнюю Литву, он бы прокомментировал происходящее там следующими словами:

"Люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… милитаристский вопрос только испортил их.

И интереснее всего в этом вранье то, что оно – вранье от первого до последнего слова".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.