Экономист Гитанас Науседа стал президентом Литвы 12 июля 2019 года. Многие предвыборные обещания новоиспеченный глава государства начал выполнять сразу, реализацию других отсрочил либо же резко изменил свое отношение.
Сравниваем предвыборные обещания Науседы насчет отношений с соседями и то, что президент успел сделать.
Отношения с Польшей
Во время представления предвыборной программы Гитанас Науседа заявил, что свой первый визит в качестве президента республики совершил бы именно в Польшу.
"У нас есть ряд важных точек соприкосновения с этим соседом в рамках стратегических вопросов на уровне Европейского союза, мы реализуем совместные энергетические проекты, имеем общие социальные и культурные ценности – польские национальные общины в Литве и литовские в Польше. Именно такую новую парадигму мышления хотелось бы внести в нашу внешнюю и внутреннюю политику. Поэтому с первым визитом я бы поехал в Польшу".
Как и обещал, став президентом, Науседа совершил свой первый визит именно в Польшу. Во время встречи с президентом Польши Анджеем Дудой Науседа заявил, что не поддерживает ведение санкций Евросоюзом в отношении Варшавы из-за ситуации с судебной реформой:
"Перед тем, как говорить о каких-то санкциях, нам нужно лучше понять друг друга, обе стороны должны продолжать диалог, и нам не следовало бы идти путем санкций, а следовало бы идти путем улучшения взаимопонимания", – комментировал Науседа.
Отметим, что при бывшем президенте Литвы Дале Грибаускайте отношения между республиками ухудшились. Нынешний лидер Литвы старается эту ситуацию изменить.
Отношения с Россией
Комментируя визит президента Эстонии Керсти Кальюлайд в Россию и ее встречу с президентом Владимиром Путиным, Науседа заявил, что в отношении России необходимо проявлять последовательную позицию, однако не надо "закрывать все окна перед экономическими и культурными связями".
Примечательно, что встречу с Владимиром Путиным Науседа в предвыборный период не исключал. Он опять высказался за последовательную позицию республики по этому вопросу. Кроме того, Науседа критиковал излишнюю, по его мнению, жесткость Дали Грибаускайте:
"Я точно не являюсь сторонником конфронтации. От меня вы точно не услышите каких бы то ни было озлобленных слов о России, как, например, "мафиозное государство" или какое-то "террористическое государство". Я считаю, что в дипломатическом языке мы должны избегать подобных выражений. (…). Мы хотим жить дружно с жителями России. Политики и президенты меняются, а люди остаются. И тот факт, что жители Литвы живут по соседству с россиянами, останется", – сказал кандидат в президенты.
В настоящее время, когда Науседа уже находится на посту президента республики, о встрече с Владимиром Путиным не говорят. Более того, сам Науседа утверждает, что у него нет "морального права" на эту встречу.
"Пока на Украине сохраняется нынешняя ситуация, пока мы видим дальнейшую эскалацию напряженности в регионе, не вижу оснований для выражения дипломатических высказываний", – теперь говорит Науседа.
Отношения с Белоруссией
Проблемная точка литовско-белорусских отношений – БелАЭС – не должна полностью затемнять отношения Вильнюса и Минска, заявлял, будучи кандидатом в президенты, Науседа:
"Я не вижу причин, по которым наша позиция по БелАЭС должна бы полностью затмить наши отношения с Белоруссией, поскольку я считаю, что наши отношения с Белоруссией должны основываться на том принципе, что мы хотим, чтобы сохранялось независимое государство у наших восточных границ".
В то же время Науседа заявил, что до решения самого вопроса по атомной станции Литва не должна менять позиции по блокированию соглашений Белоруссии с Евросоюзом.
Хотя Науседа поддерживает тезис, что "БелАЭС – угроза национальной безопасности Литвы", он не отказывается от идеи развития взаимоотношений с Белоруссией.
Так, в конце августа президент провел встречу с политологами и министром иностранных дел республики Линасом Линкявичюсом, на которой обсуждалась возможность сближения страны с Белоруссией.
Суммируя, можно сказать, что Науседа действительно следует своим обещаниям: Польшу посетил и поддержал, в отношении России проявляет последовательную позицию, а с Белоруссией пробует выстроить диалог. И на первый взгляд все приемлемо.
На деле же первые последовательные действия Науседы могут принести негативный эффект.
Так, Науседа поддержал Польшу в ее споре с Европейском союзом, в котором, в свою очередь, выступают за безусловное применение принципа верховенства закона. По России президент позицию не меняет, что явно не способствует развитию российско-литовских отношений. Да и проблемная точка во взаимоотношениях с Белоруссией – БелАЭС – остается, ведь Науседа выступает против станции.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.