Новый президент Литвы Гитанас Науседа 12 июля вступил в свою должность. Он подчеркнул, что в республике, говоря о Европе разных скоростей, не заметили, как создали Литву разных скоростей.
По словам главы государства, часть жителей страны не ощущает, что Литва исторически "сегодня переживает, наверное, самый успешный и экономически самый обеспеченный период в истории страны".
"Нам следует понять – государства благосостояния не будет, если каждый из нас будет заботиться только о себе, если будет увеличиваться социальное отчуждение, а люди будут чувствовать себя чужими в своей стране", – сказал Науседа.
Вступая в должность президента, он пообещал, что за время его срока полномочий будет уменьшен разрыв между самыми богатыми и самыми малоимущими жителями Литвы. По его словам, необходимо собирать больше доходов в бюджет страны, чтобы стирались региональные различия.
Он также пообещал сплотить политические силы Литвы с целью достижения национального соглашения об изменениях в сфере образования.
Новый литовский лидер заявил, что будет вести работу с парламентом и правительством, опираясь на холодный рассудок, не идя на конфронтацию.
"Со всеми органами власти я постараюсь сотрудничать, добиваясь максимальной пользы для своей страны, а это можно сделать, не конфликтуя, без конфронтации, в поиске решений действительно нелегких проблем", – заявил Науседа журналистам после принесения присяги.
"Я верю, что это возможно сделать. Нужно только иметь холодный рассудок, мудрость и элементарную волю к этому. Думаю, что мы это сделаем", – добавил он.
Внешняя политика
Гитанас Науседа отметил необходимость достигнуть "еще более глубокой евроатлантической интеграции и тесных отношений как с Евросоюзом, так и с США".
Президент подчеркнул, что Литве следует продолжать повышение своих оборонных мощностей.
"Мы должны повышать безопасность, выполняя обязательств по финансированию оборонной системы страны, инвестируя в оборонные мощности, увеличивая численность регулярной армии и расширяя активный резерв, а также число граждан, готовых к обороне государства", – сказал глава государства.
Инаугурация президента
Инаугурация Гитанаса Науседы прошла в закрытом режиме – без приглашения иностранных лидеров. Данное решение вступающий в должность президент объяснил тем, что хочет уделить больше времени простым гражданам.
Портал Baltnews узнал у приглашенного на торжественное мероприятие лидера Партии Труда, евродепутата Виктора Успасских о том, что примечательного было в инаугурации и в речи Науседы.
"Видно, что у [Даля] Грибаускайте [уходящая с поста президента] и Науседы такое… холодное отношение. Я видел всю эту картинку: ни "здравствуй", ни "прощай", ни рукопожатия, ни поздравления. Грибаускайте очень слабо проводили из зала заседания, где проходила инаугурация. Мероприятие закончилось, ее проводили и сразу же про нее забыли", – рассказал европарламентарий.
При этом, новый глава государства, по словам Успасских, акцентировал внимание в своей речи на то, что при нем в Литве все будет по-другому, и был посыл, что "он другой".
Ранее избранный президент обещал отказаться от антироссийской риторики, которая была характерна Грибаускайте. Успасских отметил, что новый лидер будет выстраивать отношения с соседом на прагматических началах.
"Я думаю, что если со стороны России будут такие положительные сигналы на добрососедство, на сотрудничество, на прагматическую экономику, политику, то я думаю, что он на это обратит внимание. Но Россия такая большая, может, она и не замечает Литву, но если будут такие сигналы со стороны Москвы, то думаю, они мимо Науседы не пройдут, и он этим воспользуется", – рассказал глава Партии труда.
Успасских подчеркнул, что та Литва разных скоростей, о которой в своей инаугурационной речи сказал Науседа, стала "заслугой" Грибаускайте.
"Я думаю, что это заслуга ушедшей со своего поста Дали Грибаускайте, и это очень хорошо видно невооруженным глазом. Она оставила расколотое общество – "люблю-не люблю", общество разделено на "хороших" и плохих". Как это повезет Науседе изменить, пока трудно сказать, вроде как намерения правильные, но очень многое зависит от его советников, будут ли они его уводить в другую сторону", – подчеркнул евродепутат.