Пенсионная реформа отпугнула литовцев – они не готовы жертвовать деньгами, поскольку накопительная система, по их мнению, очень нестабильна.
Вступившая в силу реформа пенсионного накопления предоставила литовцам выбор – либо приостановить свое участие в фондах второй ступени, либо вернуться с накопленными средствами в "Содру". В пенсионных фондах уверены – население отказывается от дополнительного накопления пенсий, поскольку не верит в стабильность системы.
В "Содре" сообщили, что за первые два месяца 2019 году 42 500 жителей Литвы остановили свое участие в системе дополнительного пенсионного накопления и оставили деньги в пенсионном фонде. 12 200 человек вернули деньги в "Содру", а 20 тысяч человек, которые были вовлечены в систему с 1 января, отказались от участия в ней.
"Пропорционально одинаково такое решение принимают как те, кто накапливал по модели 2+2+2, так и те, кто копил по модели 2+0+0, как люди младше, так и старше 40 лет. Есть одна закономерность – жители, которые решают отказаться от накопления и вернуть деньги в "Содру", – это люди, которые накопили небольшую сумму – в среднем 2500 евро. Решение перевести деньги в "Содру" принимает один из 5 людей, решивших отказаться от участия в накоплении. 4 из 5 оставляют деньги в фонде", – рассказал пресс-секретарь "Содры" Саулюс Ярмалис.
Он рассказал, что литовцы, которые были подключены к новой системе, были уведомлены об участии в ней через страницы в "Содре", а тем, кто предоставил адрес электронной почты, были высланы письма – в общей сложности, фонд отправил около 500 тыс. сообщений с оповещением.
Несмотря на то, что некоторых людей уведомляли несколько раз, многие граждане еще ни разу не подключались к своим страницам в "Содре", поэтому могут не знать, что их вовлекли в систему пенсионного накопления.
"Жителям, которые в январе не прочитали электронные сообщения, в феврале мы выслали больше 90 000 регистрированных писем", – отметил Ярмалис.
За первые два месяца 2019 года было подписано 9 300 договоров о пенсионном накоплении.
Президент Литовской ассоциации инвестиционных и пенсионных фондов Шарунас Рузгис сказал delfi, что пенсионные фонды стараются донести до граждан республики пользу системы накоплений, однако это не всегда удается. Он пояснил, что людям не хватает информации, чтобы понять все плюсы нововведения, а также остановить накопление их побуждает и сама реформа.
"За первые два месяца выяснилось, что людей беспокоят частые изменения в системе пенсионного накопления. Мы заметили, что люди не понимают, что только содровской пенсии в старости для достойной жизни не достаточно, у людей нет данных и о демографических изменениях – сокращается число трудоспособного населения, растет количество пенсионеров", – сказал Рузгис.
Он отметил, что многие люди не расторгают договоры, а просто приостанавливают накопление в фондах второй ступени и оставляют деньги в фонде. В "Содру" с деньгами возвращаются в основном те, кто накопил немного денег.
Профессор Вильнюсского университета, социолог Ромас Лазутка отметил, что число отказавшихся от накопления пенсий не очень велико, поскольку в системе участвуют более миллиона человека. По его словам, число участников дополнительного накопления не должно существенно сократиться, поскольку подключаются и новые участники.
Профессор подчеркнул, что могут появиться новые дискуссии о необходимости менять систему, которая несправедлива для всех жителей Литвы:
"Люди до конца вряд ли рационально могут определиться, потому что, как известно, это решение ничего не гарантирует. У людей есть договор, а в нем нет обязательств пенсионного фонда, что они что-то накопят. Самый большой аргумент – общество стареет, содровские пенсии будут небольшие, поэтому надо копить. Людям сложно, поскольку будущее неясно. Один вопрос, сколько накопишь. Другой, если не накопишь, вопрос, что эти деньги для людей значат сейчас. Например, сейчас в семье может быть одно положение, через несколько лет эти 30-40 евро, которые идут на накопление, будут значимыми. Людям дали возможность определиться, но у них нет ориентира и видно, многое зависит от эмоций".
Лазутка подчеркнул, что в пенсионных фондах деньги защищены, поэтому в случае банкротства с ними ничего не случится. При этом неизвестно, принесет ли это прибыль.
"Перемены неизбежны. Эта система не будет стабильной, поскольку она криво слеплена. Германия, Франция, Голландия – в одних странах пенсионных фондов больше, в других – меньше, но они по сути иные. Не такие, как в Восточной Европе", – заметил Лазутка.
По его словам, "литовская система несправедлива по отношению к тем людям, которые в системе не участвуют".
"Например, двое коллег, работающих в одной компании, получающие одинаковые зарплаты, один откладывает дополнительно, а другой нет. Оба они платят налоги государству, и часть этих налогов уходит в карман тех, кто откладывает на пенсию, поскольку им помогает государство. Налоги те же, получают те же услуги – дороги, образование, но один получает субсидию, а другой – нет. Можно сказать, что и другой ведь может этим пользоваться, но, может, там другое положение у семьи. Вот благосостояние одного в будущем финансируется из бюджета за счет другого. Такого в других странах нет: есть частная пенсия, ее человек откладывает за свой счет, а не за счет тех отчасти, которые не откладывают", – отметил социолог.
При этом несправедливость системы заметна и в другом аспекте, когда человек откладывает деньги в фонде второй ступени, и государство ему помогает, но в случае, если он умрет, деньги получают его родственники, а не продолжают накопляться.
"Скажем, его дети уже самостоятельные, взрослые, работают и получают в наследство деньги отца, которые отчасти компенсировали за счет налоговой системы. Значит, эти деньги идут даже не на пенсию", – сказал Лазутка.
Он обратил внимание на то, что в Литве очень маленькие пенсии, а некоторые пенсионеры нищенствуют, поэтому размер выплат должен быть увеличен.
"Я думаю, система должна меняться, надо иметь в виду, что на финансирование пенсий в Литве идет в два раза меньшая часть ВВП, чем в среднем по ЕС. На пенсии выделяют мало, значит, этот процент должен расти. (…) В Литве особенно распространена нищета среди пожилых, только тут уже люди настолько с этим свыклись, что пикетов не бывает. Но придут новые поколения пенсионеров. Видно, будет давление, придется выделять больше средств", – считает профессор.