Уже весной 2019 года Лондон выйдет из Европейского союза. В связи с этим Литва, Латвия, Эстония и Польша обсуждают, что ждет государства после Brexit и сокращения финансирования Брюсселя.
"С коллегами в Таллине мы обсуждаем, каковы наши общие интересы в Европейском союзе и как их лучше всего защитить в ситуации, когда важное для ЕС государство выходит из его состава, но условия выхода все еще не установлены", – заявил на встрече член правящей Центристской партии Эстонии Тоомас Витсут, которого цитирует Regnum.
Политик подчеркнул, что в ближайшие годы странам Балтии и Польше необходимо тесно сотрудничать для выполнения ряда важных проектов, которые республики проводят совместно, и которые соединяют их с остальной Европой и позволяют повышать качество жизни населения и безопасности.
"Один из них – Rail Baltica, который мы должны совместно отстаивать в ходе переговоров по следующему многолетнему финансовому плану ЕС, чтобы к 2026 году поезда начали движение", – сказал Витсут.
Rail Baltiсa
Крупномасштабный проект Rail Baltica предусматривает строительство скоростной железной дороги от Варшавы до Таллина и составляет часть стратегического транспортного коридора общеевропейского значения Северное море – Балтика. Пассажирские поезда смогут достигать на линии скорости до 240 км/час, а грузовые – до 120 км/час. Стоимость Rail Baltica оценивается в 5,8 млрд евро, при этом порядка 85% суммы должны быть выделены структурами ЕС.
Однако существуют опасения, что дорогостоящий проект может не окупить инвестиции, поскольку пассажиропоток Западной Европы несравнимо выше, чем в Прибалтике. Тем не менее Rail Baltica называют самым масштабным инфраструктурным проектом в регионе за последние сто лет.
В июле 2018 года стало известно, что в новый бюджетный период размер финансирования проекта Евросоюзом будет снижен на 30%. Это означает или заморозку проекта на долгие годы, либо значительное увеличение срока его реализации. Именно выход Великобритании из ЕС становится одним из определяющих размер дотаций факторов.
Синхронизация электросетей
В рамках встречи председатели комиссий по делам Европейского союза парламентов Эстонии, Латвии, Литвы и Польши также обсудили проект синхронизации электросетей балтийских стран с Западной Европой и их отключение от системы БРЭЛЛ для обеспечения "энергонезависимости и энергобезопасности". По словам Тоомаса Витсута, этот проект и Rail Baltica получают финансирование из фондов Евросоюза, и сейчас это является одной из главных тем обсуждений, поскольку выход Великобритании из Brexit может сильно уменьшить размер дотаций ЕС в эти две программы.
Проект синхронизации электросетей носит чисто политический характер, но теперь, несмотря на то, что Брюссель ранее обещал поддержать его финансово, страны Прибалтики попали в непростую ситуацию: Евросоюз может и вовсе отказаться от финансирования. Процесс реализации программы запущен, но без дотаций Содружества Литве, Латвии и Эстонии придется совсем туго.
В начале сентября 2018 года прибалтийские страны подписали соглашение о распределении расходов на синхронизацию электросетей с континентальной Европой в рамках выхода из энергокольца БРЭЛЛ к 2025 году. Инвестиционные затраты будут покрываться операторами передающей системы стран Прибалтики – литовским Litgrid, латвийским AST и эстонским Elering. Общая инвестиционная стоимость проекта составит более 432 млн евро. Данные инвестиции охватят только один из трех этапов реализации проекта по синхронизации. По поводу остальных двух этапов инвестирования в проект будут приниматься отдельные решения.
Почему литовские власти предлагают торговцам продать часть бизнеса >>>
Литовская инвестиционная часть составит боле 167 млн евро, что для страны, заявляют эксперты, является немалой суммой. При этом выход Литвы, Латвии и Эстонии из энергокольца повысит стоимость электроэнергии для конечных потребителей. У Литвы останутся лишь поставки энергии по одной ЛЭП из Польши и энергосмычка NordBalt, которая работает с перебоями.
При этом электроэнергия в республике дорожает еженедельно – ее стоимость поднимается на сумму от 0,7 до 2%. При этом производство электроэнергии в Литве сократилось на 1,8%.