Адвокат Галина Кардановская, представляющая интересы полковника запаса Юрия Меля по делу о событиях в Вильнюсе 13 января 1991 года, выступила в Вильнюсском окружном суде, где заявила, что считает предложение литовской прокуратуры назначить ее подзащитному 16 лет лишения свободы необоснованным и немотивированным, сообщает BNS.
"Рассмотрев материалы дела, проведя анализ правовых норм, я считаю, что обвинения предъявлены необоснованно, в нарушение фундаментальных принципов права. Уголовное преследование должно быть прекращено, поскольку не было собрано неоспоримых и надежных доказательств", – заявила адвокат.
Кардановская обратила внимание на то, что в обществе было сформировано мнение о том, что по данному делу судят военных преступников, а значит оно полностью политизировано.
"Юрий Мель является жертвой и заложником политической власти, он не боится ответственности, однако нужно оценивать события такими, какие они были", – добавила адвокат.
Она также заявила, что уголовное преследование подзащитного должно быть прекращено, поскольку не было собрано неоспоримых и надежных доказательств по делу.
Владислав Швед: материалы по делу 13 января cфальсифицированы >>>
"Участвуя в операции, я был убежден, что Литва входит в Советский Союз. У меня были все основания так считать. Ситуация была сложной и противоречивой", – сказал Мель в суде.
Он рассказал, что 13 января 1991 года возле событий у Вильнюсской телебашни он находился в одном из танков, и по приказу командующего полка из танка было сделано три холостых выстрела.
Депутат Госдумы РФ Сергей Железняк рассказал порталу Baltnews.lt, с чем связано политическое преследования Юрия Меля.
"Совершенно очевидно, что преследование наших граждан литовским правосудием, в том числе в связи с теми событиями, которые имели место быть в 1991 году, не имеет никакого отношения к правосудию. Это абсолютно политический процесс, в котором литовские власти пытаются найти оправдание всем тем антироссийским мерам и законам, которые они понапринимали после 1991 года. Таким образом они пытаются подспудно оправдать притеснение русскоязычного населения республики, и именно поэтому выглядит это все очень мерзко", – считает политик.
Железняк отметил, что адвокатами была проведена вся необходимая работа, и нет никаких фактов, подтверждающих вину Меля. "По сути все утверждения Вильнюсского суда строятся на изначальном обвинении человека в том преступлении, которое он не совершал", – сказал он.
"Во многом это является прозападной манерой, в которой обвинения бездоказательны. Фактически виновные назначаются, это не имеет никакого отношения к правосудию. Я бы очень хотел, чтобы благодаря усилиям защиты, благодаря усилиям наших общественных организаций и тех разумных ответственных организаций, которые есть в Литве и ЕС, было продемонстрировано неприятие к такого рода политическим событиями в 21 веке", – подытожил российский депутат.
Позиция Москвы
В МИД России не раз выражали обеспокоенность сложившейся ситуацией с преследованием российских граждан по делу 13 января.
26 апреля 2018 года официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что особые опасения вызывает состояние здоровья Юрия Меля, более четырех лет противоправно удерживаемого в заключении по надуманным обвинениям. По ее словам, он страдает тяжелым хроническим заболеванием.
"Призываем литовскую сторону, пока еще не поздно, проявить гуманность и изменить меру пресечения Юрию Мелю на более мягкую, не связанную с заключением", – заявила она.
Литовские власти охраняют мифы о 13 января при помощи уголовных дел >>>
Захарова назвала "судилищем" процесс по делу 13 января 1991 года и оценила его как "продолжение порочной линии на исторический реванш и фальсификацию истории".
"Мы продолжим добиваться от литовских властей неукоснительного обеспечения законных прав и интересов Юрия Меля. Рассчитываем, что Вильнюс откажется от политизированных судебных махинаций и начнет, наконец, придерживаться соответствующих международных обязательств в сфере прав человека и верховенства права", – сказала она.
Следственный комитет России считает действия литовских правоохранителей незаконными, поскольку на момент трагедии Литва еще входила в состав СССР, а военнослужащие, которых сейчас преследуют, выполняли свой служебный долг и действовали в соответствии с действующим тогда законодательством.
Кроме того, уголовное преследование осуществляется в соответствии с Уголовным кодексом Литвы, который приняли в 2011 году. Между его принятием и событиями 1991 года двадцать лет. Фактически осуществляется применение обратной силы уголовного закона, "усиливающего наказание".
Напомним, что с 11 по 13 января 1991 года в центре Вильнюса происходили столкновения между сторонниками независимости Литвы и советскими частями. В результате погибли 15 человек, 900 были ранены. Офицер запаса Юрий Мель был арестован в Литве в 2014 году. Власти республики обвиняют его в участии в штурме Вильнюсской телебашни 13 января 1991 года.