Военно–политический аналитик, профессор Академии военных наук РФ Александр Тиханский в беседе с Baltnews.lt отметил, что история с "российской угрозой" активно проявилась во время подготовки к оперативно–стратегическим учениям "Запад – 2017", которые Россия проводила совместно с Белоруссией:
"Уже тогда нагнеталась мощная информационная волна, инициированная, в основном, прибалтийскими государствами, в основе которой и была пресловутая "российская военная угроза". На деле, реальность заключалась в том, что как члены НАТО прибалтийские государства практически подошли к знаменитой цифре в 2% ВВП, то есть к выделению на оборону тех денег, которые требуются от членов альянса на военные расходы".
Однако, как отмечает Тиханский, в связи с тем, что ВВП стран Балтии невелик, а бюджет формируется преимущественно за счет дотаций Евросоюза, суммы, которые поступают от них в бюджет Североатлантического альянса, получаются незначительными. Кроме того, желание стран Балтии увеличить военное присутствие связано также с обычным стремлением заработать на обслуживании, инфраструктуре и многом другом, отмечает аналитик. Однако, что касается Польши, которая добивается увеличения присутствия НАТО за счет собственных затрат, ситуация иная:
"Позиция Польши в данном вопросе несколько иная: позиции НАТО на востоке они планируют за счет увеличения присутствия американских войск. Мало того, в бюджете Польши предусмотрены затраты в 2 млрд долларов на содержание американской механизированной дивизии (то есть за свой счет, в отличие от прибалтийских планов). Но здесь возник из уст [президента США] Дональда Трампа вопрос: а где американские интересы?".
Тиханский напоминил, что в июне Дональд Трамп разослал лидерам стран–членов НАТО письма с требованием соблюдать обязательства по увеличению оборонных расходов. В ходе брюссельского саммита американский лидер поставил перед членами альянса другую цель – стремиться тратить на оборону уже 4%:
"При этом сейчас в НАТО ставят перед странами задачу обеспечить оборонные расходы на уровне минимум 2% ВВП. А по подсчетам НАТО, 15 членов альянса, то есть чуть более половины, смогут достичь уровня военных расходов в 2% ВВП только к 2024 году. И тут неизвестно, к какому сроку Трамп желает получить четырехпроцентное увеличение расходов на оборону от своих союзников по НАТО?".
Напомним, ранее Польша предложила США разместить на своей территории бронетанковую дивизию на постоянной основе
В свою очередь президент Литвы Даля Грибаускайте по итогам брюссельского саммита заявила, что осталась верна поддерживаемой странами–членами альянса идее:
"По утверждению главы страны, НАТО сохраняет единство в отношении исходящей со стороны России угрозы и усиливает свой ответ на нее. Повышается боеготовность альянса, предусмотрены конкретные подкрепления и техника, ускоряются процедуры их развертывания, создаются специальные команды для борьбы с гибридными угрозами".