Литву разоряет покупка военной авиации у НАТО. Но свою она так и не увидит

Являясь одним из государств восточного фланга НАТО, Литва, несмотря на стратегическую важность геополитического расположения, остается без должного внимания со стороны военно-политических кураторов из Пентагона.

Согласно рейтингу военный мощи стран мира, опубликованному информационным агентством Global Firepower (GFP), парк авиационной техники Литвы занимает 126 место в мире и состоит из 10 единиц авиатехники.

Расчет позиции рейтинга производится с использованием 50 критериев. Эксперты GFP учитывают не только численность вооруженных сил, военные арсеналы и прочие составляющие.

В своих расчетах они оперируют данными о финансировании военной сферы, наличии развитой транспортной инфраструктуры, природных ресурсах страны и прочих факторов, которые оказывают влияние на боеспособность армии.

"Все на свете, но только не из России"

Военно-воздушные силы Литвы состоят из транспортных самолетов и вертолетов. Вертолетный парк ВВС Литвы укомплектован тремя вертолетами Dauphin франко-немецкой компании, а также шестью машинами "Ми-8" производства РФ.

Транспортная эскадрилья Литвы оснащена двумя транспортными самолетами L-410 UVP, а также тремя военно-транспортными самолетами C-27J Spartan.

Самолет ВВС Литвы C-27J Spartan

Исторически так сложилось, что основную часть вертолетного парка Литвы составляет вооружение, доставшееся в наследство от Советского союза, а именно вертолеты МИ-8. Но в условиях уже довольно серьезных сроков эксплуатации данные авиационные средства требуют серьезного ремонта, который могут провести только на территории РФ.

При этом, руководствуясь прежде всего националистическими политическими мотивами, правительство Литвы в очередной раз проигнорировало интересы безопасности собственного государства и предпочло вариант решения проблемы, который, в первую очередь, направлен на демонстрацию лояльности западным военно-политическим стандартам.

Наглядно это продемонстрировала ситуация с экс-командующим ВВС Литвы, который был инициатором качественной модернизации и капитального ремонта техники собственных ВС на территории России. В итоге такая инициатива стала наказуемой, что в последующем стоило офицеру карьеры.

Техника отправилась на ремонт словацкой компании, которая и взялась за балтийские МИ-8, но закупала запчасти в России – единственном производителе запасных частей. Следовательно, полностью избежать зависимости от российской военной промышленности Литве не удалось.

Наряду с этим Литва решила купить у США четыре вертолета UH-60 Black Hawk. Но из-за ограниченности экономических ресурсов данная техника закупается без соответствующего вооружения.

© Sputnik
Американский военный вертолет Sikorsky UH-60 Black Hawk

Для восполнения вертолетного парка страны, Литва заключила долгосрочный контракт с США для закупки четырех вертолетов UH-60 Black Hawk. Сумма контракта составила 181 миллион евро, а военная техника прибудет в республику лишь в конце 2024 года.

При этом, согласно заявлению министра обороны республики Арвидаса Анушаускаса: "Боевые вертолеты с оснащением стоили бы намного дороже, но мы можем установить на них обычное вооружение, пулеметы и подобное оружие для самозащиты и элементарной поддержки с воздуха".

Удачно сплавили. Минобороны Литвы не разбирается в оружии, которое ему продают США >>>

Основным оправдательным аргументом в данном случае послужило стремление избавиться от "советского наследия" в военной отрасли. Но решение поражает своей нерациональностью.

Покупка Black Hawk является накладной для бюджета балтийской республики. Кроме того, в техническом плане американские вертолеты и российские Ми-8 даже схожи, однако техника из США обходится дороже.

В результате возникает вполне обоснованная дилемма о поддержании основ безопасности Литвы с соблюдением принципов экономической целесообразности и стремлении литовского правительства в очередной раз продемонстрировать лояльность кураторам из США в ущерб национальным интересам.

Не вертолетами едиными

Еще одним источником поступления военной техники в Литву являются "подарки" со стороны европейских государств. Но и тут возникает ряд вопросов о качестве данных презентов. Так, в 1991 году ФРГ подарила два транспортных самолета L-410 UVP.

Однако средний срок службы основных силовых элементов самолетов такого плана, составляющий около 20 лет, давным-давно истек.

В это же время транспортные самолеты марки C-27J Spartan и вовсе эксплуатируются либо для перевозки первых лиц страны, либо находятся на длительном ремонте, либо используются как источник запасных деталей. Следовательно, и транспортная авиация страны очень условно может обеспечить воздушную безопасность государства.

Из этого следует, что Литва в ущерб своей экономике, а самое главное собственному суверенитету, вынуждена снабжать военную промышленность своих партнеров по "коалиции".

В данной ситуации США играет роль основного потребителя экономических ресурсов стран-членов альянса. Так, вынуждая Литву, как и другие менее развитые страны, обязательно выделять 2% ВВП на оборонные цели в качестве обязательного условия членства в НАТО, Вашингтон обеспечивает пополнения в американский военно-промышленный комплекс.

В то же время данная тактика позволяет избавиться руководству Пентагона от устаревшего оборудования. Кроме того, именно Пентагону выгодна такая ситуация, когда в Литве звучат лозунги о том, что "страна в военной сфере становится все сильнее".

Это выгодно и литовским крайне правым политикам, и литовским генералам, для которых их важные посты обеспечивают им тепличные условия жизни.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.