Дурной сосед, да полезный: зачем Литва поддерживает вступление Украины в НАТО

Руководство Литвы лишь делает вид, что его заботит судьба Украины, и выступает за ее скорейшее вступление в Североатлантический альянс, потому что преследует свои цели.

Вильнюс старается создать образ главного друга Киева, стараясь "протолкнуть" Украину в НАТО. Однако на практике общих интересов у этих двух стран слишком мало. Более того, между ними накопилось несколько серьезных проблем. Впрочем, мотивация у балтийской страны все же есть, причем не совсем экономическая.

Правительство Литвы решило в очередной раз продемонстрировать свою солидарность с позицией руководства Украины, которая уже годами пытается выпросить у НАТО членство в военном блоке.

В ходе Международной конференции (в Вильнюсе) по вопросам реформ на Украине президент Литвы Гитанас Науседа призвал государства-члены Североатлантического альянса как можно скорее "усыновить" Украину.

Глава балтийской страны подчеркнул, что военный блок просто обязан оказать содействие стране в проведении системных реформ и демократизации украинского общества, ведь "евроатлантической семье нужна сильная Украина".

Кому она в Европе или Америке нужна сильной (уж тем более, обладающей реальным суверенитетом) на самом деле? Это вопрос риторический.

Вот в качестве инструмента для раскрутки антироссийской истерии или для создания напряженной обстановки на границе с РФ – это пожалуйста. Как страна-придаток в виде рынка сбыта и дешевой рабочей силы для Европы – это тоже без проблем.

Но сильная в экономическом плане, принимающая решения независимо от указаний из других стран Украина на Западе никому не нужна. Вашингтон и Брюссель вполне устраивает нынешнее положение дел в этой стране, ведь ее истеблишмент сейчас лоялен к ним. Зачем что-то менять?

Исходя из этого, не совсем понятно, зачем руководство Литвы так настойчиво требует от членов НАТО скорее принять Украину "в свою семью". Возможно, у балтийской страны есть в этом свои интересы?

Киев делает все, о чем просят, но этого мало

Нужно признать, что политики на Украине (и те, кто захватил власть после госпереворота 2014 года, и те, кто пришел после них) действительно старались выполнять большую часть реформ, в том числе и армии, которые были необходимы для вступления в Североатлантический альянс.

Эти положения при президентстве Петра Порошенко даже были закреплены в Конституции страны. Увы, но страну в военный блок так и не взяли.

Не помогла даже якобы война против РФ в Донбассе. Правда, никто на официальном уровне за 7 лет российских войск на востоке Украины почему-то так и не обнаружил. Но когда это отсутствие фактов мешало пропаганде на Западе?

Однако руководство восточноевропейской страны не оставило попыток вступления в НАТО. Сейчас нынешний президент страны Владимир Зеленский вновь уверяет своих западноевропейских и американских коллег, что Украина готова выполнять, если это потребуется, даже новые требования, лишь бы ее наконец взяли в военный блок.

"Стране необходимо получить конкретный перечень реформ, которые ей необходимо реализовать для вступления в альянс", – заявил в Вильнюсе в ходе Международной конференции по вопросам реформ президент Владимир Зеленский.

При этом он выразил надежду на то, что члены военного блока на саммите альянса в 2023 году все-таки дадут "зеленый свет" Киеву. Последнее выглядит уже чуть ли не как мольба в адрес Европы и США.

Параллельно с этим украинские министры и депутаты все чаще говорят о том, что руководство НАТО последовательно игнорирует желание Киева присоединиться к альянсу. "В НАТО ничего не сделали с 2008 года для того, чтобы Украина могла стать его членом", – заявил недавно министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.

Понять негодование украинских властей можно. Руководство Североатлантического альянса регулярно говорит о поддержке Киева.

К примеру, в последний раз такие слова звучали 12 июня во время итогового заявления саммита: "Украина и Грузия в будущем смогут вступить в военный блок. НАТО поддерживает право Украины и Грузии самостоятельно определять свое будущее и внешнеполитический курс без вмешательства извне". Красивые слова есть, а смысла маловато. Обещаем вас принять… когда-то.

На фоне этого желание руководства Литвы как можно быстрее сделать Украину членом альянса выглядит несколько странно.

Правительство балтийской страны всегда либо дублировало политику США и западноевропейских стран, либо выступало в роли застрельщика, который первым поднимал нужную для Запада тему (к примеру, санкции против России в 2014-м или против Белоруссии в 2020-м), которую потом подхватывали Вашингтон и Брюссель.

Истинная мотивация Литвы

Как рассказал в беседе с Baltnews ведущий эксперт Центра политического анализа Михаил Захаров, вступление в НАТО – это процесс процессов. Даже для небольших стран Балтии это заняло примерно 10 лет:

"Украинская армия значительно больше всех восточноевропейских армий. Украинская политика – нестабильна, украинское государство – коррумпировано и не очень качественно управляется. Такой груз ни НАТО, ни любой президент США тянуть не хочет, потому пока дело и ограничивается декларациями".

"Литва в этом месте, в лице отдельных своих политиков, декларирует следующий тезис (очень традиционный) – на Западе у нас агрессивный сосед (Россия), который мечтает восстановить империю, а потому Североатлантический альянс должен нас защитить. Тема Украины для руководства Литвы – это проекция собственных представлений и интересов", – говорит политолог.

Все разговоры о том, что у Литвы невероятно тесные экономические связи с Украиной, причем с большим потенциалом, – это лишь игра на публику. Проще всего это доказать, если мы посмотрим на объем товарооборота балтийской страны с этим восточноевропейским государством.

В 2019 году он составил $1,6 млрд, а в 2020 году – $1,3 млрд (данные посольства Украины в Литве). Конечно, в прошлом году началась пандемия, поэтому поток товаров и сырья снизился. Однако если мы сравним эти показатели с объемом товарооборота Литвы и России (в 2019 году – $4,05 млрд, а в 2020 году – $2,9 млрд), то выходит, что для Вильнюса торговля с "главным агрессором Европы" важнее, чем с братской по идеологии Украиной.

Более того, через эту страну в Литву не проходят стратегически важные маршруты, без которых экономика балтийского государства прекратит свое существование уже через неделю. Украина не поставляет в Литву свои углеводороды, редкоземельные металлы, уникальные технологии, максимально дешевое на всем мировом рынке сырье для пищевой или тяжелой промышленности.

Киев для Вильнюса – это обычный торговый партнер и товарищ по идеологии, но не более того. Уровень жизни простых литовцев, как и политической элиты этой страны, слабо зависит от благополучия экономики Украины и уж тем более – уровня ее безопасности, которую якобы должен обеспечить Североатлантический альянс.

Выходит, вся польза для правительства Литвы от вступления Киева в НАТО – это лишь стимулирование антироссийской повестки. Принцип такой идеологии весьма простой – "Россия является агрессором, посмотрите, что она делает с Украиной. А раз РФ – это агрессор, продолжайте выделять нам дотации, Литва ведь, по сути, на передовой".

Друг на бумаге, но на деле – противный сосед

Перспективы сотрудничества Украины и Литвы еще более сомнительные, чем нынешнее желание Вильнюса якобы заботиться о безопасности Киева и его возможности вступления в НАТО. На телевизионных экранах и в официальных сообщениях политиков кооперация этих двух стран выглядит многообещающей.

К примеру, на прошлой неделе министр транспорта и коммуникаций Литвы Марюс Скуодис провел встречу с главой Министерства инфраструктуры Украины Александром Кубраковым, по итогам которой предложил своему коллеге наращивать транзит грузов в Клайпеду.

"Литва видит неиспользованный потенциал украинских грузов и ожидает увеличения их потока. Наш порт может стать торговыми воротами, соединяющими Украину со Скандинавией. При этом литовский бизнес может использовать украинские морские гавани, как южные ворота в Турцию и страны Ближнего Востока", – заявил Скуодис.

Только вот он забыл уточнить, что мешало нарастить транзит по этим направлениям раньше. Очевидно проблема в том, что спроса на работу подобных торговых маршрутов попросту нет.

В Европе, в которую литовская Клайпеда должна отправлять украинские грузы, не ждут товаров из восточноевропейского государства. А Турция и весь Ближний Восток, так уж вышло, не затаили дыхание в ожидании сырья, продуктов или невероятно качественного и дешевого оборудования из Литвы.

Для справки: в данный момент на железных дорогах Литвы украинские грузы составляют лишь около 3−4%. Клайпедский порт обрабатывает только 1% украинских грузов.

Если же мы посмотрим на работу балтийских инвесторов на Украине, то ситуация становится совсем печальной. Это лучше всего видно на примере литовских компаний в энергетическом секторе восточноевропейской страны, которые начали с большим энтузиазмом работать в 2017 году, а к 2019 году уже стали либо оттуда уходить, либо вообще подавать в суд на местные власти.

Пожалуй, самый громкий скандал связан с корпорацией Modus Energy International B.V. (фирма с литовскими корнями, ее бенефициаром является Кестусис Мартинкенас), которая занимается на Украине "зеленой энергетикой".

В апреле 2021 года компания подала иск против правительства этой страны из-за того, что государство не выполняет свои обязательства по выплатам за произведенную электроэнергию и заставляет компанию пойти на изменения правил, которые сокращают ее доходы. Такие вот "друзья". Сегодня жмут друг другу руки, а завтра пытаются либо обокрасть, либо засудить.

Руководство балтийской страны уже несколько лет призывает украинских коллег бойкотировать поставки из Белорусской атомной электростанции (БелАЭС). Глава Украины Владимир Зеленский обещал поддержать такую инициативу.

Но на деле мы видим, как уже с первых дней 2021 года компании из этой страны возобновили импорт дешевого электричества из Белоруссии. Поставки в мае прекратили, но временно (до октября), а значит, когда на Украине возникнет серьезный недостаток электричества, энергию из БелАЭС вновь будут закупать.

Исполнительный директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник объяснил Baltnews, что серьезного потенциала сотрудничества Киева и Вильнюса в средне- и долгосрочной перспективе не может быть по целому ряду причин:

"Во-первых, все упирается в логистику. У стран нет общей границы, поэтому идея транзита грузов в южные порты Украины или в северную морскую гавань Литвы сталкивается с большими преградами. Если эти страны хотят увеличивать товаропоток, им придется договариваться либо с Россией и Белоруссией (с которыми у них сейчас ужасные отношения), либо с Польшей, которая и сама не прочь все эти товары отгружать в своих портах, а не предоставлять такую возможность украинским или литовским морским гаваням".

"Во-вторых, балтийское государство даже не может привлечь на свой рынок труда украинских гастарбайтеров. Трудовым мигрантам из этого государства проще и выгоднее работать в той же Польше или, если уж мы говорим о Прибалтике, в Эстонии, где зарплаты для них несколько выше, чем в Литве", – говорит украинский политолог.

По мнению Руслана Бортника, единственное, где сотрудничество Киева и Вильнюса может принести практическую пользу, – это работа Литвы по линии НАТО в качестве поставок Украине старых советских боеприпасов.

В остальном же для балтийской страны Киев – это лишь карта, которую руководство Литвы разыгрывает внутри Североатлантического альянса, чтобы увеличить свой политический вес.

Смотря на все это, становится предельно ясно, что Украина – это не близкий партнер Литвы и даже не сосед, с которым всегда можно договориться в самых разных отраслях и верить ему на слово. Никаких серьезных перспектив дальнейшего сотрудничества нет.

Это значит, что призывы руководства Литвы о необходимости вступления Украины в НАТО – лишь политическая тигра, в которой Киев – это просто инструмент.

Более того, балтийской стране не нужен лишний конкурент в военном блоке, на которого может сместиться внимание (а заодно и дотации) Брюсселя. Киев нужен Вильнюсу как повод для поддерживания антироссийской истерии, а не как брат по оружию, с которым (не дай бог!) придется чем-то делиться.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.