Изящный жест, избавляющий от проблем: как статус кандидата в ЕС для Украины помог Брюсселю

© BALTNEWS.lt / Анатолий Иванов

Тема: Российская военная спецоперация на Украине

Брюссель пытается отвлечь внимание общественности, сделав символичный жест для Украины. Теперь можно не вспоминать, что серьезной помощи Киеву страны ЕС уже не оказывают. Санкции против России, на которых настаивает Зеленский, тоже можно принимать весьма условно.

Большинством голосов в Европейском парламенте 23 июня была принята резолюция о предоставлении Украине статуса кандидата в ЕС.

Этот процесс обсуждался достаточно долго. Еще 1 марта представитель этой страны при Евросоюзе по атомной энергии Всеволод Ченцов заявил о регистрации заявки на членство. 17 июня Еврокомиссия официально рекомендовала предоставить Украине и Молдавии статус кандидатов на вступление в ЕС.

Однако уже ни для кого не секрет, что статус кандидата для вступления в Евросоюз – лишь бумага, которая реальной поддержки экономике государства особо не дает. Та же Турция в таком статусе уже десятилетия, а толку от этого особо нет.

При этом еще перед началом встречи 23–24 июня лидеров стран ЕС было сразу заявлено, что обсуждаться также будут вопросы более масштабного характера – экспорта зерна из Украины. А вот новые санкции против РФ разрабатывать не будут. Ничего не сказали перед началом мероприятия и о каких-либо договоренностях с Киевом о начале массовых поставок тяжелых вооружений, включая авиацию.

Неловко как-то выходит. Восточноевропейской стране де-факто ничего кроме красивой бумажки не дают, решений ее текущих проблем (политических, экономических, военных) не предлагают и даже отказываются давить на Россию, которая якобы виновата во всех бедах Украины в последние годы.

Самое время для получения статуса

Еще до предоставления Украине статуса кандидата на вступление в ЕС в Еврокомиссии уже выдвинули ряд требований, которые Киев должен выполнить. Речь идет о реформах, связанных с правосудием, верховенством закона и борьбой с коррупцией.

Самое смешное, что ровно такие же условия Евросоюз, МФВ и отдельные страны Старого света предъявляют украинским властям последние 8 лет. Видимо, у Брюсселя есть какой-то неведомый никому тайный план, согласно которому страна должна в какой-то момент резко превратиться в "экономического титана" Европы за счет того, что вместо нормального развития проводит реформы почти всех отраслей уже практически десятилетие.

Если же говорить серьезно, то все это пустые разговоры, а реформы – кормушка для местных олигархов. Практической пользы для страны от, например, земельной реформы, мягко говоря, не слишком много, а если всмотреться в детали, то выгода есть для ЕС, но никак ни для населения Украины.

Но на бумагах Еврокомиссии все хорошо. В Наднациональном органе ЕС недавно отметили, что Украина "хорошо продвинулась в достижении стабильности институтов, гарантирующих демократию, верховенство закона, права человека, уважение и защиту меньшинств, а также показывает сильные макроэкономические показатели и финансовую устойчивость".

Да, устойчивость просто поразительная. Население сократилось на несколько миллионов, ряд крупнейших промышленных предприятий либо работает на изношенном оборудовании, либо сильно сокращает свои производственные мощности, а закредитованность предприятий (включая государственные) растет как на дрожжах.

Растет и стоимость коммунальных услуг, а вот денег у населения больше не становится. С 2014 года задолженность населения по оплате ЖКХ выросла почти в шесть раз. К 2020 году ВВП на душу населения на Украине составил $3,1 тыс. Это при том, что даже в кризисном 2008 году такой показатель составлял $3,3 тыс. На конец декабря 2020 года госдолг Украины достиг рекордной для страны суммы в $89,6 млрд.

В 2013 году Украина потребляла около 50,4 млрд кубометров природного газа. В 2021 году стране понадобилось лишь 26,8 млрд. Оптимизация? Переход на "зеленую" энергетику? Увы, но все намного проще и печальнее – в стране просто массово закрываются промышленные объекты, требующие энергии. Газа нужно меньше, потому что ничего не работает:

  • обанкротились "Мотор Сич", Запорожский автомобилестроительный завод, Львовский автобусный завод;
  • авиапроизводитель "Антонов" за 6 лет не построил ни одного самолета;
  • ликвидирован Черноморский судостроительный завод в Николаеве.

Список можно продолжать еще долго, поэтому проще напомнить данные Госстата Украины, опубликованные еще в январе 2021 года, где говорилось, что предприятия были обеспечены заказами в среднем лишь на 4,3 месяца работы, а производители кокса и продуктов нефтепереработки, деревообрабатывающие предприятия – на 2 месяца. Так и живет украинская промышленность – завтрашним днем, в который смотреть могут далеко не все, ибо заказов на всех не хватает (дешевле объявить себя банкротом).

На этом фоне "финансовая устойчивость и хорошие макроэкономические показатели Украины", о которых говорят в Еврокомиссии, – больше издевательство, чем реальный анализ происходящего.

К этому следует добавить еще коллапс экономики и административного управления страной из-за проведения Россией спецоперации на Украине, правительство которой только весной этого года поняло, что за свои действия, провокации и убийства мирных граждан Донбасса, оказывается, можно понести ответственность.

И вот в таком виде Евросоюз сейчас думает открывать двери для Украины? Конечно, нет! По сути, ЕС позволяет Киеву лишь "заглянуть в окно", но при этом остаться на улице. Турция находится в статусе кандидата с декабря 1999 года, Северная Македония – с 2005 года, Черногория – с 2010-го, а Сербия – с 2012-го. Доживет ли вообще Украина до момента, когда из статуса кандидата она перейдет в члены ЕС? Лучше аккуратно промолчать.

"ЕС немало средств Украине выделяла и без этого статуса. В практическом смысле этот статус вряд ли что-то изменит. Но никто и не скрывает, что дают его для поднятия боевого духа украинских вояк. Иного смысла у этого жеста нет. Мало кто сомневается в том, что членом Евросоюза Украина никогда не станет", – отметил политолог Владимир Корнилов.

Никакой экономики, только политика

Вполне вероятно, что такой статус Киеву дают в качестве утешительного приза, чтобы он мог хоть что-то продемонстрировать украинскому населению, а Брюссель при этом убедил европейцев, что Старый свет все еще силен, что он поддерживает сражающуюся с "коварной Москвой" Украину, несмотря ни на что.

Реально же принимать в состав ЕС ведущие страны в лице Германии, Франции, Италии, Нидерландов не хотят. Особенно это четко стало ясно после недавнего визита канцлера ФРГ Олафа Шольца, президента Франции Эммануэля Макрона и премьер-министра Италии Марио Драги в Киев.

В ходе беседы с главой "Незалежной" Владимиром Зеленским европейские политики четко поняли, что Киев разучился вести себя адекватно. Благополучие Украины и жизнь ее населения вообще не интересуют Зеленского и команду, им важнее создать как можно больше проблем России (за что в США Киеву отдельно благодарны).

В таких условиях Европе брать "под крыло" государство с проблемной экономикой и неадекватным неонацистким правительством – это значит создать себе еще одну головную боль (на фоне энергокризиса, растущей инфляции и наплыва беженцев), требующую огромных денежных вливаний и никакой отдачи взамен.

В беседе с Baltnews политолог, руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов отметил, что решение Евросоюза от 23 июня носит исключительно политический характер. Экономическая целесообразность тут напрочь отсутствует.

"Предоставление статуса кандидата в члены ЕС для Украины и Молдовы – это красивый жест, но не более. Кстати, даже при всей своей незначительности и отсутствии практического применения этого жеста Брюссель не использует его для той же Грузии. А ведь правительство этой страны долгие годы выполняло требования Евросоюза, инициировало соответствующие реформы и т.п. Почему не предложили Тбилиси? Ответ простой – Грузия не ввела санкции против РФ, как это сделали некоторые постсоветские страны", – отметил Иванов.

"Руководство ведущих государств ЕС хочет хоть как-то морально поддержать политические элиты, которые сейчас находятся у власти в Молдавии и Украине. В Кишиневе сейчас идет борьба между прозападными силами и теми, кто выступает за нормальные отношения с РФ. На Украине рейтинг действующей власти вообще на грани. Там если не оппозиционные олигархические группы, так радикалы только и ждут, когда сместить руководство в Киеве, чтобы прибрать к рукам как можно больше ресурсов. Украинской власти срочно нужна хоть какая-то победа, пусть и на бумаге", – добавил он.

Однако, по мнению Олега Иванова, само население восточноевропейской страны от этого ничего не получит. Киев потеряет еще больше самостоятельности, а вот обязательств у него добавиться (проведение еще какого-нибудь пакета реформ, который выгоден Брюсселю). Во-первых, никто в итоге Украину в ЕС сейчас не возьмет просто потому, что никто не знает, каким это государство будет через полгода, год или два (и будет ли вообще). Во-вторых, Киеву нужна экономическая помощь, причем в огромных объемах, а "свободных денег" у Старого света сейчас на фоне энергокризиса, мягко говоря, нет.

"Шкурные" интересы Европы

Даже премьер-министр Бельгии Александр де Кроо заявил, что предоставление Украине статуса кандидата в ЕС носит символический характер. По его словам, это "демонстрация большого единства между европейскими странами". Но есть еще один очень важный момент, который лежит на поверхности в решении – отвлечение внимания.

Отдав Украине такой "пряник" в виде надежды на то, что когда-нибудь страна все же вступит в ЕС, Старый свет выиграл сразу в нескольких вопросах. Во-первых, на некоторое время будет закрыт вопрос поддержки Киева. Зеленский слишком часто и слишком жестко высказывался о странах ЕС, которые "не хотят помогать бедной Украине, а значит, предатели". Теперь ни у кого не повернется язык так сказать, хотя фактически в Евросоюзе не сделали для Киева ничего.

Во-вторых, такое решение позволило на время отложить вопрос антироссийских санкций, которые с политической точки зрения уже нужно снова вводить. Вот только Евросоюз практически исчерпал свой санкционный ресурс. Страны Старого света терпят убытки не меньше, чем Россия, против которой первые ополчились. Продолжить в том же духе – значит усугубить свои проблемы в экономике и энергетике, а этого в ЕС не хотят.

Исполнительный директор Центра политического анализа Вячеслав Данилов в беседе с Baltnews отметил, что это, разумеется, выглядит как символический акт поддержки. Однако не стоит обольщаться. Во-первых, санкции в отношении РФ  обсудят отдельно, не за этим столом. Во-вторых, мотором санкций выступают США, а не ЕС. В-третьих, действие санкций еще только начинается, и как себя будет чувствовать экономика РФ покажет уже достаточно скорая перспектива.

"Но принятие в кандидаты в членство – это не только символическая поддержка. Это движение по определенному треку, который на каждом шаге подразумевает определенные действия со стороны кандидата – в правовой, экономической и социальной сферах. Так что Киеву в ответ придется много работать", – заметил Данилов.

"ЕС и США Киев, разумеется, не бросят, это их любимый ребенок сейчас, как Польша в XIX веке. Они будут искать и найдут и новые санкции и методы поддержки Зеленского, в том числе неформальные и теневые. Тут ни на что серьезное рассчитывать не стоит", – добавил политолог.

По его мнению, Запад сегодня пытается "вырезать" Россию из мировой экономической карты, и будет делать это постепенно, не торопясь:

"Был даже такой термин в нулевые годы – разноскоростная Европа. Подразумевал, что процессы в одних странах ЕС не надо сопоставлять по темпам с процессами в других странах. Например, экономический рост в Эстонии нельзя сравнивать с ростом в ФРГ, и требовать от Эстонии тех же показателей. Темпоральность ЕС иная, чем у режима Зеленского, который хочет все и сразу. Но этого он не получит".

Конечно, санкции против России никто не отменит. Более того, в Европе уже начались разговоры о седьмом пакете. Но вопрос в том, насколько болезненным он будет для Москвы – действительно ли эти меры затронут экономику или будут носить символический характер, прямо как предоставление Украине статуса кандидата на членство в ЕС?

Сейчас Брюссель поступил в каком-то смысле изящно – одним легким и ничего не значащим для себя решением обезопасил себя на случай любого развития событий.

Даже если санкции, которые будут принимать в дальнейшем, окажутся номинальными, можно будет всегда сказать: "Мы помогаем Украине, даже особый статус ей предоставили".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.