Договор о дружественном и добрососедском сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Польша был подписан 22 мая 1992 года в Москве.
В первой статье договора сказано, что он заключается сроком на 15 лет, и "его действие будет автоматически продлеваться каждый раз на последующий пятилетний период, если ни одна из Сторон не уведомит другую Сторону в письменной форме за шесть месяцев до истечения соответствующего срока о своем намерении прекратить его действие".
Если посчитать, выходит, что в следующем году как раз в очередной раз истекает срок действия основополагающего для отношений Польши и России документа.
Ни для кого не секрет, что свои отношения с Москвой Варшава последовательно замораживала, начиная с 2014 года. Об этом неоднократно говорил российский посол в столице Польши Сергей Андреев, признавая, что между двумя странами наступил "ледниковый период".
Поэтому имеет смысл напомнить содержание договора 1992 года и задуматься, насколько целесообразно длить иллюзию того, что он действует.
Как любой другой договор такого характера, российско-польский документ содержит гарантии и основы взаимных отношений. Уже в первой статье читаем, что эти отношения должны развиваться в соответствии с некоторыми основополагающими принципами.
Среди них – принцип невмешательства во внутренние дела другой стороны. Правда, польские политики постоянно обвиняют Кремль во вмешательстве в дела Польши, но пока никто не предоставил ни один факт, доказывающий заинтересованность России в том, чтобы повлиять на внутреннюю политическую или общественную обстановку в Варшаве.
Зато польские политики не в состоянии прекратить вмешательство во внутренние дела Российской Федерации. Сначала предоставляли всевозможную поддержку кавказским, особенно чеченским террористам. Потом военным преступникам, убивающим российских граждан на востоке Украины.
Варшава, в отличие от Москвы, еще и пытается упрекать Россию в нарушении прав человека и всевозможных "международных стандартов", хотя в договоре четко прописано право народов "распоряжаться своей судьбой".
"Стороны считают, что сокращение вооружений до уровня, достаточного для обороны, а также выполнение Договора об обычных вооруженных силах в Европе будут вести к укреплению стабильности и безопасности в Европе" – написано в статье 5 договора.
Напомним: Польша вступила в НАТО, откровенно враждебный по отношении к России военный альянс, в марте 1999 года. Потом вместо прекращения гонки вооружений в регионе Центральной Европы она решила пригласить на свою территорию военный контингент США, что точно не улучшило обстановки на континенте.
Некоторые польские политики, вопреки существующим принципиальным пунктам договора, заявляют, что они вовсе не против размещения американских ядерных сил на территории своей страны.
Статья 6 договора гласит, что стороны обязаны воздерживаться от оказания любой поддержки стране, совершающей вооруженное нападение "на одну из сторон".
Важно отметить, что речь идет не только о военной агрессии, но о нападении в принципе. Значит, принцип должен логично распространяться и на те страны, которые подвергают обстрелам граждан Российской Федерации, служащим или проживающим в Южной Осетии, Донбассе и других конфликтных зонах.
В договоре сказано про необходимость предпринимать совместные усилия с целью сохранения памятников и мест памяти каждой из сторон на территории другой стороны. В действительности же польское руководство поощряет массовый снос мемориалов советским воинам, погибшим во время Второй мировой войны.
Эффективная реализация положений договора требует постоянного диалога и мониторинга соблюдения его основных пунктов. Тем временем польская сторона, несмотря на предложения российского руководства, избегает уже несколько лет любых контактов с Москвой.
То же самое касается и других постановлений договора 1992 года. Вместо поддержки гуманитарных контактов между двумя странами, в том числе и сотрудничества некоммерческих организаций, польские власти устраивают репрессии против всех тех представителей гражданского общества, которые хоть как-то пытаются взаимодействовать с российскими партнерами.
По сути единственным положением договора, который пока соблюдается всеми сторонами, остается отказ от территориальных претензий. Это, конечно, очень важный элемент предотвращения конфликтов, но такого рода претензии изначально никем не озвучивались.
Цель Прибалтики и Польши – запугать всех Россией >>>
В ближайшие время истекает срок действия договора. За полгода до истечения срока стороны должны заявить, если они больше не заинтересованы в его продлении на очередные пять лет.
Возникает вопрос: лучше продолжать иллюзию добрососедства и сотрудничества или вернуться к реальному положению дел? Отказ от продления договора действительно может понравиться некоторым политическим кругам в Варшаве. Возможно, такое решение с их стороны было бы более честным, чем продолжение театра абсурда.
Однако с точки зрения безопасности не только самой Польши, но и стабильности целого региона, более интересным вариантом представляется не просто автоматическое продление договора, а его добросовестное и буквальное исполнение. Что и остается надеждой оптимистов, которую не разделяют скептики.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.