У Евросоюза слишком много проблем, чтобы экономить деньги

Эксперт рассказал, с какими потрясениями столкнулась экономика Евросоюза и в каком направлении должны двигаться страны объединения, чтобы восстановить свою экономику.

Доцент экономики и финансов Университета Хаддерсфилда Мухаммед Али Насир на страницах журнала The National Interest проанализировал экономические потрясения, которые пережил ЕС и обратил внимание на тот факт, что темпы восстановительного роста у ЕС ниже, чем у США, Великобритании и азиатских стран, а также предположил, как именно должен действовать Евросоюз, чтобы вернуться к экономическому процветанию.

"ЕС вырос на 2,2% во втором квартале 2021 года по сравнению с первым кварталом, отчасти благодаря достойным показателям Испании и Италии. Но в то время как экономики США и Китая сейчас превышают пики 2019 года, еврозона отстает от этого достижения на 3%. Если посмотреть на состояние еврозоны шире, окажется, что это только верхушка айсберга", – пишет эксперт и отмечает, что, вероятно, страны с разной скоростью будут восстанавливаться после коронавируса.

Насир напоминает, что результаты еврозоны после мирового финансового кризиса 2007–2009 годов были довольно скромны. Чтобы восстановить уровень ВВП 2008 года, потребовалось шесть лет, а у некоторых членов ЕС дела пошли еще хуже: Испании и Португалии потребовалось почти десять лет, Италии и Греции еще только предстоит достичь этого, а пандемия коронавируса лишь усугубила ситуацию и отсрочила восстановление ЕС.

"Когда разразился COVID, темпы роста еврозоны оставались значительно ниже долгосрочной траектории. ЕС отставал от США и Великобритании, которые сильнее пострадали от глобального финансового кризиса", – подчеркнул эксперт.

Кроме того, Насир напоминает, что еврозона вошла в мировой финансовый кризис с низкими кредитными ставками, поэтому у нее было меньше возможностей для их снижения и поддержки бизнеса.

"Банк ЕС также более неохотно, чем другие центральные банки, такие как Банк Англии и Федеральная резервная система США, начал количественное смягчение, предпочитая сосредоточиться на сдерживании инфляции и создании "стабильной отметки" для евро", – обращает внимание на ошибки ЕС эксперт и также отмечает, что страны, способные тратить средства на стимулирование своей экономики, такие как Германия, Франция и Нидерланды, также сделали слишком мало.

Эксперт напомнил, что экономика еврозоны нуждалась в жизнеобеспечении даже до пандемии, а уровень инвестиций в ЕС находился на 15-летнием минимуме. Поэтому сейчас, чтобы избавиться от кризиса и соответствовать экономическим реалиям, ЕС необходимо ослабить фискальные правила.

Также эксперт уверен, что Евросоюзу следует избегать соблазна снова бросить страны, находящиеся на периферии объединения, в рамки жесткой экономии, что является одной из основных причин кризиса еврозоны в начале 2010-х годов, а страны с экономическими излишками должны нарастить инвестиции в реальный сектор экономики и инфраструктуру.

"Страны с излишками, особенно Германия, должны возродить расходы на инфраструктуру, образование и технологии. Инвестиционный план ЕС "Следующее поколение" стоимостью 750 млрд евро вступит в силу в конце этого года с опозданием, но, (…) вероятно, этого будет недостаточно", – считает эксперт.

Подытоживая, Насир пишет, что с не впечатляющим послужным списком восстановления, изначально слабой экономикой, одержимостью фискальными правилами и перспективой того, что у ЕЦБ кончатся финансовые ресурсы, альтернативой для ЕС может стать второе потерянное десятилетие.