Заместители министров обороны Литвы и Грузии подписали план двустороннего сотрудничества на текущий год, сообщили в литовском Минобороны. Сотрудничество Литвы и Грузии в области обороны охватывает военное обучение и образование, кибербезопасность, совместное участие в учениях на территории обеих стран. Приоритетное внимание стороны уделили кибербезопасности.
"Cогласно Декларации о намерениях, подписанной Литвой и Грузией, планируется участие грузин в Региональном центре кибербезопасности, который будет создан в Каунасе как часть Национального центра кибербезопасности. В этом году Литва и Грузия вместе примут участие в учениях по кибербезопасности", – заявил замминистра обороны Литвы Маргирис Абукявичюс.
План также предусматривает, что в этом году литовские военные примут участие в двух многонациональных учениях в Грузии – Agile Spirit и Maple Arch.
Сейчас Минобороны Литвы также рассматривает возможность создания Центра предотвращения гибридных угроз, который в реальном времени будет заниматься анализом угроз и их предотвращением.
Baltnews уже писал ранее, что в отчете разведки республики об угрозах нацбезопасности, который был подготовлен Департаментом госбезопасности (ДГБ) и Вторым департаментом оперативных службы при Минобороны (контрразведкой), Россия названа "крупнейшей угрозой", а беспокойство Литвы также вызывают пропаганда, информационно-кибернетические выпады и радикализм.
Прибалтика и кибервойны
Как считает научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дмитрий Стефанович, за счет того, что страны Балтии граничат с российской территорией, они могут использоваться для каких-то потенциалов, связанных с разведывательной деятельностью, радиоэлектронной борьбой и радиолокационным обнаружением.
"В смысле обычных вооруженных сил ничего особенного страны Балтии предоставить не могут, но, например, в области кибератак их потенциал вполне неплохой – не зря центр передового опыта НАТО в этой сфере расположен в Таллине", – отметил Стефанович в беседе с Baltnews.
Ученый подчеркнул, что при ведении боевых операций в киберпространстве риск нанести случайный ущерб даже выше, чем риск ненамеренного ущерба при использовании традиционного оружия, поскольку при подобного рода "столкновениях" бывает практически невозможно определить источник нанесения киберудара.
"Хочется верить, что России и НАТО не придется испытать, кто в это лучше "играет" в реальности. Условием для того, чтобы сохранился мир на российской западной границе, является, безусловно, своевременное реагирование на подобные инициативы", – резюмировал Дмитрий Стефанович.