Вильнюс налаживает особые отношения с Варшавой, не заботясь о последствиях такой "унии" для других стран Балтии. Эстония и Латвия вынуждены следовать в кильватере Литвы, демонстрируя "прибалтийское единство", в убыток своим экономикам и международному имиджу.
"Историческая", по словам премьера Литвы Саулюса Сквернялиса, встреча с польским премьер-министром Матеушем Моравецким не вызвала особого интереса эстонских средств массовой информации. Возможно, комментарии еще последуют после паузы, необходимой для осмысления происходящего.
Но в первые дни после визита премьера Польши в Вильнюс, после сделанных там странных заявлений и подписания малопонятного для Эстонии железнодорожного соглашения, официальные Рига и Таллин никак не отреагировали на это событие.
Те европейские издания, что эту встречу заметили и прокомментировали, отметили лишь намерение Литвы стеной встать на защиту Польши от нападок Брюсселя, который готов сурово наказать Варшаву за сомнительную реформу судебной системы. Западная Европа винит правящую партию "Право и справедливость" в нарушении базового принципа главенства права, лишении судей реальной независимости.
В обмен на такую поддержку Польша обещает поддержать Литву в судебной тяжбе против Евросоюза из-за новых правил работы восточноевропейских автотранспортных компаний в Западной Европе.
Эстония и Латвия насчет собственной позиции в конфликте между Польшей и Брюсселем как-то сомневались, опасаясь, что Евросоюз, твердо намеренный призвать Варшаву к порядку, начнет наказывать ее, а заодно и тех, кто ее поддерживает, лишением или ограничением доступа к фондам альянса.
Соглашение о бюджете Евросоюза на следующий семилетний финансовый период такую возможность за Брюсселем оставляет. По сути дела, тройственный союз стран Балтии усилиями Литвы и вопреки интересам остальных его членов может быть втянут в политическое противостояние между Западной Европой и Вишеградской группой во главе с Польшей. Со всеми вытекающими из этого неприятными последствиями.
Подозрительные исторические параллели и намеки
Итоги вильнюсской встречи, похоже, так удивили некоторых европейских комментаторов, что те даже сочли ее началом формирования некоего союза, своеобразного исторического наследника Речи Посполитой, польско-литовской унии XVI–XVIII веков, того самого Королевства Польского и Великого княжества Литовского, что владело когда-то, до краха и раздела на части между пруссаками и русскими, самыми большими территориями на востоке Европы.
Такое вот великое прошлое, которое, возможно, имел в виду "крестьянский сын" Саулюс Сквернялис, описывая встречу со "шляхтичем" Моравецким как "историческую".
Тут напрашиваются всяческие интересные исторические параллели, которые, впрочем, можно и не приводить во избежание пустой траты времени. Ну не собирается же, в самом деле, польско-литовская уния отвоевывать земли "московитов" и возвращать часть нынешней России, Белоруссии, Украины, Латвии и Эстонии, так сказать, в лоно римско-католической церкви?
Да и тайные варшавские ночные грезы насчет Польши "от можа до можа" тоже как-то больше к сфере психиатрии относится, а не к реальным перспективам развития истории.
Но мысли всяческие тревожные в умах и европейцев, и россиян бродят, побуждая настороженно относиться к гонору Варшавы и к польско-литовскому "братству", а заодно и к способностям литовских и польских лидеров критически оценивать собственные возможности и последствия необдуманных решений.
Тем временем Таллину и Риге и без исторических параллелей есть о чем подумать, разбираясь в итогах встречи польского и литовского премьеров. Например, отвечает ли интересам всех стран Балтии подписанное в Вильнюсе соглашение о намерениях совместного использования железной дороги.
Этот участок пути от Вильнюса до Варшавы вроде бы считается неотъемлемой частью будущей панприбалтийской дороги Rail Baltica, то есть представляет собой интерес и ценность не только для поляков и литовцев, но и в не меньшей степени для эстонцев и латышей. Согласуется ли польско-литовское соглашение с интересами Таллина и Риги?
Польша от бойкота Белорусской АЭС воздерживается
Или вот еще о чем можно подумать. Литва смирилась с тем, что Польша, в отличие от Латвии и Эстонии, уклонилась от довольно странного и необъяснимого с практической точки зрения обещания бойкотировать торговлю электричеством с Белоруссией. Литва много лет тратила просто титанические усилия на борьбу против строительства Белорусской АЭС, а ныне тратит не меньшие усилия на организацию бойкота торговли электричеством с Белоруссией.
Каким образом она добилась от Таллина и Риги обещания присоединиться к этому бойкоту, осталось не совсем ясно (возможно, пришлось привлечь кого-то в помощь), но в ход шли доводы насчет балтийского единства, солидарности "перед лицом угрозы", "похолодания в отношениях" и тому подобное.
От Варшавы литовцы такого согласия не получили и, возможно, не особенно настаивали. Премьер Матеуш Моравецкий обещал лишь быть "необычайно осторожным" в вопросе Белорусской АЭС и "очень близко сотрудничать" по этому вопросу с Литвой.
Выходит, прибалты под давлением литовцев от недорогой белорусской энергии отказались, а поляки – нет, и потому эту же энергию в будущем станут перепродавать "солидарным" латышам и эстонцам? Без участия Польши бойкот не получится. Таллин и Рига выглядят в этой ситуации довольно глупо.
Польша и Литва претендуют на "план Маршалла" для Белоруссии
Еще одним поводом переосмыслить уровень доверия к Литве мог бы стать для Эстонии и Латвии изложенный польским премьером Моравецким в Вильнюсе план создания по подобию американского послевоенного "плана Маршалла" (по его собственному выражению) некоего фонда солидарности с Белоруссией.
В размере "не менее чем одного миллиарда евро", которые пока непонятно кто и как будет в этот фонд вносить. Но, судя по словам премьера Саулюса Сквернялиса, Литва идею, конечно же, поддерживает и, следовательно, готова в него вложиться.
И в соответствии со своим пониманием прибалтийского единства обратит вопрошающий взгляд на Эстонию и Латвию. А это неприятно. Тем останется отказаться и прослыть "плохими союзниками" или согласиться и потерять деньги в процессе дележа шкуры вполне еще живого и довольно опасного медведя.
Сама идея такого фонда, средства которого пойдут на развитие "малых и средних" частных предприятий Белоруссии, надо думать, только после того, как падет "режим Лукашенко", да еще и по образу печально памятного Европе "плана Маршалла", пахнет не очень хорошо. Очень похоже на кусочек сыра в мышеловке, который, как известно, достается лишь второй мышке.
Создание такого фонда, когда и если это произойдет, может и обязательно будет расценено как бесцеремонное вмешательство в дела Минска. Потому что именно им и является. Польша и Литва слишком увлеклись "помощью" в "демократизации" Белоруссии, явно выходя за рамки ожиданий Евросоюза и его готовности влиять на мало предсказуемый ход событий в Минске.
Вторая Украина с ее военным конфликтом и безнадежными долгами европейцам не нужна. Раскачивание ситуации в Белоруссии равносильно взятию на себя ответственности за последствия не только возможного краха страны, но и конфликта с Россией. И вот зачем Эстонии и Латвии это надо – быть втянутыми в такую кашу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.