Эпидемия коронавируса стала серьезнейшим стресс-тестом для государственных механизмов большинства стран мира. В частности, для стран Евросоюза и постсоветского пространства, где в результате пандемии ожидается серия политических кризисов, которые в конце 2020 – начале 2021 года могут привести к досрочным парламентским и президентским выборам, что существенным образом перекроит политический ландшафт Европейского континента.
В условиях чрезвычайных ситуаций бюрократия и силовики в различных государствах мира действуют примерно по одному и тому же шаблону, стремясь выйти из-под контроля представительских органов власти и институтов гражданского общества для максимального расширения собственных полномочий и упрощения доступа к публичным ресурсам.
Для этого со стороны бюрократии и силовиков высшему политическому руководству предоставляется искаженная информация, содержащая алармистские коннотации, подталкивающая к принятию решений о "закручивании гаек". Проецирование угроз и гиперболизация рисков – излюбленный метод управления обществом со стороны бюрократического и силового аппарата, который в условиях форс-мажоров фактически манипулирует первыми лицами государств. Глобальная эпидемия коронавируса лишний раз подтвердила незыблемость поведенческих установок управленческого контура.
Чрезвычайные ситуации открывают возможности для бюрократии бесконтрольно перераспределять финансовые потоки, создавать новые коррупционные схемы, прибирать к рукам различные бизнес-активы, переносить проведение выборов, стерилизовать информационное поле, ограничивать экономические права и минимизировать политическую активность общества и усиливать контроль за ним. В том числе при помощи новейших digital-технологий – пандемия коронавируса еще на несколько шагов приблизила человечество к эпохе "цифрового тоталитаризма", когда глобальные центры силы при помощи лояльных корпораций будут управлять массами, регулируя их онлайн-активность.
В принципе отдельные элементы вышеуказанных мер по "закручиванию гаек" уже наблюдаются в целом ряде стране Европейского союза и постсоветского пространства. Едва ли будет преувеличением мысль о том, что заветная мечта бюрократии – чтобы эпидемия продолжалась как можно дольше.
В то время сокращение ресурсной базы ЕС и постсоветских стран, продуцируемое пандемией и падением мировых рынков, не позволяет чрезмерно зажимать социальную пружину. Точнее, временной интервал для реализации жестких мер, которые преподносятся обществу в качестве механизмов борьбы с эпидемией, ограничен в сегодняшней ситуацией максимум несколькими месяцами.
В дальнейшем социальные и экономические риски превысят риски эпидемиологические, а предпринимаемые властями карантинные меры будут отменены явочным порядком, что экспоненциально повышает вероятность организации антиправительственных акций прямого социального и политического действия.
Рискнем сделать прогноз, что со второй половины 2020 года, когда эпидемия коронавируса, как ожидается, пойдет на спад, во многих странах ЕС и постсоветского пространства разразятся масштабные политические кризисы, которые спровоцируют череду досрочных парламентских и президентских выборов.
Ни одна власть, ни одна партия, ни один политический режим, ни один политический лидер никогда не выходят из глобального кризиса прежними. В странах Европейского континента будут образовываться незаполненные электоральные ниши, чья емкость составит 20–40% от общего числа избирателей. Политическая природа не терпит пустоты, потому будут возникать новые политические партии и проекты, стремящиеся заполучить высвободившиеся избирательные бреши. Соответственно, формируются предпосылки для серьезного переформатирования политического ландшафта в странах ЕС и СНГ во второй половине 2020 – первой половине 2021.
Кроме того, изменение политического ландшафта на Европейском континенте может быть связано с тем, что региональные элиты в ряде стран Европейского континента (Великобритании, Испании, Италии, государства Западных Балкан, Молдавия, Украина) попытаются использовать сложившуюся ситуацию для того, чтобы поиграться с центральной властью в "коронавирусный сепаратизм".
Если в одних странах местные элиты будут стремиться обособиться от центральной власти и переключить на себя как можно большее количество полномочий и финансовых ресурсов под предлогом эпидемии и необходимости преодолеть ее социально-экономические последствия, то в других может актуализироваться вопрос о выходе отдельных регионов (Каталония, Шотландия) из состава соответствующего государства.
Словом, эпидемия коронавируса стала тем самым "черным лебедем" глобального масштаба, который запустит цепь фундаментальных политических, экономических, социальных и культурных преобразований во всех без исключения государствах мира.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакцией.