Военно-морские силы Швеции 17 октября 2014 года начали массовую операцию по поиску российской подлодки. Зону поиска в южных регионах Стокгольмского архипелага закрыли с воздуха, был перекрыт пролив между островами Нюнесхамн и Ноттар.
По информации журналистов газеты Svenska Dagbladet, радиоразведка Швеции перехватила передачу на русском языке на частотах, которые использует российский Военно-морской флот в чрезвычайных ситуациях.
Изначально предполагалось, что источником сигнала была российская мини-субмарина, хотя официальных обвинений Москве выдвинуто не было.
В Минобороны РФ опровергли подобную возможность, отметив, что малых и сверхмалых подлодок в боевом составе ВМФ России уже нет. Нештатных ситуаций с военными кораблями, по сообщению военного ведомства, также не происходило.
Поиски продолжались около недели. По информации РИА Новости, операция обошлась приблизительно в 20 млн крон (1,8 млн евро).
Как заявил тогдашний министр обороны Швеции Сверкер Йоранссон, физических доказательств "иностранной подводной деятельности" предоставить власти народу не смогли. Однако в факте присутствия "иных" сил в водах Стокгольмского архипелага шведская администрация была уверена.
Опровержение
По иронии судьбы именно изданию Svenska Dagbladet теперь "выпала честь" опровергнуть свою же "сенсацию".
"Когда был получен этот звуковой сигнал, ошибка заключалась в том, что они не поняли, что источник звука лежит в другом направлении. Тогда это было неизвестно, но эта запись изначально всех сбила с толку", – процитировала газета анонимного собеседника, знакомого с поисковой операцией.
Позже представитель Шведской метеорологической службы (SMHI) Пер Ульссон подтвердил Svenska Dagbladet, что в день перехвата сигнала метрологический буй Балтики вышел из строя.
Сигнал о поломке был передан на другой буй, позже перехваченный шведской подлодкой.
"На ее жестком диске было точное указание на точку на юге архипелага, где находился буй SMHI, который используется также военными. Буй сломался, и оказалось, что SMHI направила корабль, чтобы его подобрать. Когда образец звука соотнесли с записями двух шведских подлодок, все стало ясно. Это была не подлодка-нарушитель", – рассказал собеседник Svenska Dagbladet.
Узнав правду в мае 2015 года, правительство и министр обороны Швеции проинформировали парламент только спустя четыре месяца. В секретном документе не были указаны подробности происшествия, а сам доклад поступил уже после одобрения повышения оборонного бюджета на десять миллиардов крон (923 млн евро) и выделения дополнительных ресурсов на поиск иностранных подводных лодок.