С январских событий 1991 года в Литве прошло уже тридцать лет. Все больше людей стало понимать, что произошло в те исторические дни. "Нас обманули", "господа ландсбергисты нас использовали для своих целей" – сейчас часто говорят граждане Литвы.
Но тогда, в начале 1991 года, много литовцев поверили сказкам про "кровавых русских оккупантов", хоть в печати уже тогда появлялись аналитические статьи о тех событиях.
В феврале 1991 года в нескольких московских изданиях появилась статья "Литовский синдром" (авторы – юрист Владимир Овчинский и Сергей Кургинян, философ и политолог). В статье были описаны подробности провокаций, а также авторы обратили внимание на то, что надо принять меры по нейтрализации деятельности опасных подрывных групп, в частности, формирования ЦРУ под руководством Эндрю Эйва.
Конечно, некоторые детали событий января 1991 года постепенно вскрываются. Еще в 2010 году прозвучала уже знаменитая фраза "свои стреляли в своих". Но пока мало говорится о том, что в эти январские дни свои хотели поджечь своих.
Об этом мне (автор Гедрюс Грабаускас – прим. Baltnews) рассказывали два человека: известный правозащитник Генрикас Йодишка и бывший член добровольной дружины, в те дни охранявший Сейм Литвы, пожелавший остаться неизвестным.
Причем Генрикас Йодишка только недавно заявил, что готов рассказать все, что знает, поскольку не может смотреть, как Литва прямо погрязла в болоте лжи и неонацистского беспредела.
Йодишка заявил: "Еще в 1982–1989 годах я работал в советской милиции. Затем занимался частным бизнесом. В начале 1991 года мы с друзьями часто приезжали в Вильнюс, дежурили там, не хотели провокаций и невинных жертв. Уже после 13 января, где-то через неделю, я узнал, что существует и план поджога здания Сейма. Как бывший оперативник я понял, что такие планы могут подготовить только опытные люди".
"Еще позже я узнал, что в Вильнюсе находятся и работники ЦРУ, как Эйва и его коллеги. Тогда все стало на свои места", – сказал правозащитник.
Пожелавший остаться неизвестным член добровольной дружины рассказал о существовавшем плане поджога Сейма: "По плану, если начался бы штурм Сейма Литвы, то часть людей ушла бы через подземный тоннель, а здание бы подожгли, но все равно были бы жертвы".
Итоги конференции по январским событиями 1991 года
В декабре 2020 года три литовские организации – Социалистический Народный фронт (СНФ), Коммунистическая партия Литвы (КПЛ) и Союз наблюдателей за правам человека Литвы выдвинули инициативу о проведении конференции, посвященной тридцатилетию январских событий 1991 года. Инициативу поддержал и Московский горком КПРФ.
Конференция "События января 1991 года в Литве: правда, оценки и последствия" состоялась в конце января в Москве.
В начале конференции выступила координатор Комиссии по международным делам Московского горкома КПРФ Татьяна Десятова: "Мы рады приветствовать участников конференции: тех, кто в январские дни 1991 года стали свидетелями событий, также журналистов, историков. Сейчас важно не только вспоминать прошлое, но и сделать практические выводы".
Затем выступил один из лидеров КПЛ, профессор Юозас Ермалавичюс. Он подчеркнул: "Тогда наши враги разрушали Советский Союз, но действовали и наши люди. В Литве работала "группа Чебрикова". В нее входили боевые офицеры КГБ, люди КГБ, которые работали в движении "Саюдис", и те, кто работал в структурах ЦК КПЛ, в том числе я и мои соратники: Миколас Бурокявичюс, Валентин Лазутка. Мы предпринимали разные шаги для того, чтобы приостановить атаку крайних националистов".
Председатель СНФ Гедрюс Грабаускас заявил: "В 2010 году политик и журналист Альгирдас Палецкис открыто заявил "свои стреляли в своих". Да, было важно сказать правду. За эти варварские преступления несут ответственность:
– Группа политиков-крайних националистов под руководством Витаутаса Ландсбергиса. Они тогда обсуждали план, что нужны "сакральные жертвы", иначе им будет трудно утвердиться у власти.
– Группа ЦРУ под руководством Эндрю Эйва. Они обсуждали планы с политиками из "клана" Ландсбергиса и занялись обучением боевиков.
– Группа боевиков, которые стреляли с крыш и из окон жилых домов, убили 14 человек и ранили еще больше".
Дальше Грабаускас рассуждал о том, что мало кто помнит жертв январских событий:
"Тогда боевики расстреляли 22-летнего Виргиниюса Друскиса. Много ли людей знает его фамилию? Наверное, один или два человека из ста. Памятник Друскису так и не поставили. При этом в Литве многие знают Йонаса Норейку. Это был гитлеровский палач, который в 1941 году убивал евреев. Йонаса Норейку прославляют, в центре Вильнюса находится памятная доска в его честь".
"Что же касается репрессий против тех людей, которого говорят правду о событиях января 1991 году в Литве, то надо сказать, что они носят системный характер. В прицеле спецслужб за правду уже давно оказался Алгирдас Палецкис", – сказал председатель СНФ и продолжил свой доклад о преследованиях антифашистов в Литве.
В 2010 году за слова "свои стреляли в своих" на Палецкиса завели уголовное дело, в 2013 году на него был наложен штраф в размере 3000 евро. Палецкиса преследовали и дальше: в октябре 2018 года его арестовали и полтора года держали в тюрьме. В апреле 2020 года выпустили, но сейчас судят по политическому процессу якобы за шпионаж.
Гражданин России Юрий Мель выбран как икона "кровавых русских оккупантов". Он уже 7 лет сидит в тюрьме, хотя никого не убивал. В январе 1991 года этот советский офицер командовал экипажем танка. Танкисты никого не убивали, но литовские прокуроры действуют по принципу "был бы человек, статья найдется".
Когда Мель окажется на свободе, неизвестно.
Еще один гражданин Литвы, которого жестко преследовали за правду, – публицист Симонас Загурскас. Его осудили за публикацию о событиях января 1991 года в социальных сетях. В 2018 году ему выписали штраф в размере 3 600 евро.
Издатель Повилас Масиленис тоже пострадал из-за правды о январских событиях 1991 года. В начале 2016 года он издал книгу Галины Сапожниковой (литовский вариант под названием "Цена предательства"). Вскоре после издания книги был проведен обыск в издательстве и в квартире Масилениса. Почти весь тираж был изъят. В 2018 году Масиленису предписали заплатить штраф в размере 2 700 евро.
Также на конференции выступил председатель Союза наблюдателей за правами человека Литвы Донатас Шульцас:
"Я политический эмигрант, с ноября 2019 года проживаю в России. Пришлось покинуть Литву, поскольку меня хотели закрыть в тюрьме за правозащитную деятельность".
"Я хорошо знаком с разными деталями событий января 1991 года. Но хочу рассказать и о других январских событиях: 16 января 2009 года у Сейма Литвы состоялся мирный митинг, на него согнали спецназ, который применил оружие против обычных граждан. Были ранены свыше 40 человек, 5 из них стали инвалидами. Почему не судят тех, кто 16 января 2009 года дал указание стрелять в мирных жителей?", – задается вопросом Шульцас.
Также на конференции выступил шеф-редактор интернет-портала Rubaltic.ru Александр Носович: "В литовской тюрьме уже 7 лет находится полковник запаса Юрий Мель. Мы в Калининграде поднимаем вопрос о его освобождении, но пока он находится за решеткой. Вообще ситуация в Литве мрачная: диссиденты Донатас Шульцас, Гедрюс Грабаускас и некоторые другие уже покинули Литву. Те антифашисты, которые остались, преследуются властями. Думаю, что тему массовых нарушений прав человека в Литве важно поднимать в Брюсселе и в других структурах Евросоюза".
На нынешнем этапе развития политической ситуации в странах бывшего СССР особенно актуально восстановить историческую правду о литовских событиях 1991 года и дать им принципиальную оценку.
Это важно сделать также с учетом опыта и перспектив "цветных революций" в бывших советских республиках, которые способны в значительной степени повлиять на жизнь народов и деятельность левых демократических организаций и прогрессивных СМИ в этих государствах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.