Литовскому журналисту и правозащитнику, председателю Социалистического народного фронта Гедрюсу Грабаускасу назначили пройти судебно-психиатрическую экспертизу. Прокуроры считают, что нормальный человек не стал бы публично отрицать факт "советской оккупации" и обвинять героев из отрядов "лесных братьев" в преступлениях против мирного населения.
С точки зрения литовского правосудия, находящийся в здравом уме гражданин не станет отрицать факты "советской оккупации" в 1940 и 1944 годах, героизм "лесных братьев", боровшихся против насильственно навязанной власти аж до середины 50-х годов ХХ века. Фемида, как и вся государственная машина, полагают: адекватный литовец обязан ежегодно стоять 13 января у Вильнюсской телебашни с зажженной свечой, 16 февраля вспоминать патриарха государственности Йонаса Басанавичюса, 11 марта петь национальный гимн, 14 июня и 23 августа поднимать трехцветные флаги с траурной лентой. И этого достаточно, чтобы слыть патриотом.
Психиатр уполномочен заявить…
Если гражданин Литвы не забыл, что 23 февраля – день Советской армии и Военно-морского флота СССР, что 5 марта умер Генералиссимус Иосиф Сталин, а в августе 1940 года Литва добровольно вошла в состав Союза Советских Социалистических Республик, такой человек становится очень подозрительным. А если он еще и критикует послевоенных лесных бандитов, как это делают литовские антифашисты, тогда прокуроры отправят его к психиатру.
На какие чудеса способна литовская медицина, можно судить из ее плачевного состояния. Что-что, а делать беспомощных больных из совершенно здоровых людей недоучки в белых халатах умеют в совершенстве. Особенно если просьба залечить исходит от прокуратуры.
О чем не принято говорить
Чашу терпения литовских националистов, офицеров Департамента госбезопасности Литвы (ДГБ) и служителей Фемиды переполнили заявления Гедрюса Грабаускаса о нарастании в Литве "волны национализма и варварского антисемитизма".
Он – единственный литовский политик, публично осудивший неонациста Гедиминаса Бержинскаса, пытавшегося в июне-июле совершить крупный террористический акт в центре Вильнюса. Специальные службы обязаны были связать Бержинскаса с его политическими взглядами и пристрастиями, но спустили этот важнейший момент следствия на тормозах.
Между тем, говорит Грабаускас, несостоявшийся террорист был неонацистом и активным участником неонацистских так называемых походов "По тропам Зеленого Дьявола". Уже восемь лет на эти марши собираются до двух тысяч разновозрастных участников со всей Литвы, включая военнослужащих.
К слову, мститель и борец за счастье народа вряд ли бы выбрал себе такую кличку. Он скорее назвал бы себя "Карающим мечом", чем "Дьяволом". Известный под этой кличкой Йонас Мисюнас в 1941–1944 годах вместе с немецкими оккупантами убивал людей в Литве и Белоруссии: мирных евреев, литовцев, русских, белорусов, советских военнопленных разных национальностей.
Наследники черной славы Мисюнаса преклоняются перед маниакальными убийцами, а председатель Социалистического Народного фронта (СНФ) Грабаускас открыто утверждает: "В Литве поднимается новая волна неонацизма и варварского антисемитизма. И пока власть, ее официальные государственные институты и подчиненные ей госструктуры почти ничего не делают для разрешения такой опасной ситуации, у СНФ твердая позиция – мы против возрождения фашизма в Литве, против пещерного антисемитизма. Мы за мирную Литву. Время навести порядок в стране!".
Литовским патриотам всех мастей и без медицинской справки понятно: такое в полный голос может говорить только "психически ненормальный".
"Вон из Литвы! Литва для литовцев!"
23 июня участники собрания неонацистов в Каунасе открыто угрожали редактору портала musuzydai.lt Якову Финкелю. Фашисты зиговали и кричали в его адрес: "Ты – еврей и коммунист! Вон из Литвы! Литва для литовцев!".
26–28 июня были осквернены несколько еврейских объектов в Вильнюсе. 29 июня в Каунасе осквернено здание бывшей синагоги. Иудейскому храму не везет – как говорит полиция, "неизвестные оскверняют святыню постоянно".
Впечатление такое, будто современные наследники июньского 1941 года еврейского погрома в гараже компании Lietuvos Ūkis (LietŪkis) все еще не протрезвели от запаха крови и продолжают торжественно распевать национальный гимн над мертвой еврейской общиной.
По воспоминаниям офицера НКВД Нахмана Душанского, боровшегося с нацистскими преступниками, среди громил LietŪkis был бывший студент Юозас Лукша, которого президент Гитанас Науседа и команда прихлебателей прочат в очередные национальные герои.
Золотое время для Иуд
У Юозаса Лукши в сегодняшней Литве отыскалось немало высокопоставленных поклонников. Один из них – депутат Сейма Эмануэлис Зингерис, еврей по национальности.
В отличие от литовца Грабаускаса и еврея Душанского, Зингерис не считает Лукшу по прозвищу Даумантас военным преступником, а только символом освободительной борьбы. Депутат Сейма осуждает "тенденциозную статью в проанглосаксонском Jewish Telegraphic Agency от 29 июня", в которой портрет Даумантаса написан черными красками:
"Конечно, это не Reuters и не AFP. Но все-таки это крупное агентство, которое не должно тиражировать ложь об участии Юозаса Лукши в массовых убийствах евреев в Каунасе, в частности – в гараже LietŪkis. Имиджу Литвы нанесен огромный ущерб, поскольку информацию перепечатали The Jerusalem Post и The Times of Israel".
Что взбесило парламентария? Только тот факт, что людей, пытавшихся освободить Литву от власти Сталина, связывают с ужасными убийствами граждан Литвы еврейской национальности. Вместе с памятниками садистам Криштапонису и Барздасу интерпретация биографии Лукши дает "противникам Литвы возможность очернить ее имя". По словам Зингериса, пророссийская пресса якобы уже эксплуатирует тему, поднятую в израильском издании.
Вообще выступление литовского народного избранника пестрит пропагандистскими клише: сталинский режим, зверская идеология, союз нацистов и большевиков, армия в полмиллиона штыков оккупировала страны Балтии, борьба современной России против исторической правды, дискредитация истории литовского сопротивления, кремлевская дезинформация, московская ложь… И так далее.
А заключительный мажорный аккорд защитника бандитов звучит так: "Литва имела право сопротивляться". Всех сомневающихся нужно принудительно лечить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.