Как в Литве не любят тех, кто не уважает пособников нацистов

© Photo: Игорь Черников

Генпрокуратура Литвы провела дополнительное расследование в отношении демонтажа памятной таблички Йонасу Норейке со здания библиотеки Академии наук в Вильнюсе.

В Генеральной прокуратуре Литвы считают действия мэра Вильнюса Ремигиюса Шимашюса в отношении снятия памятной доски "генералу Ветра" Йонасу Норейке незаконными, сообщила пресс-служба ведомства.

"Генпрокурор после дополнительного расследования 17 октября принял постановление о частичной отмене решения прокурора отдела общественных интересов Вильнюсской окружной прокуратуры", – говорится в сообщении.

Отмечается, что в итоге Генпрокуратура аннулировала часть, в соответствии с которой было отказано применить средства по защите общественных интересов в связи с демонтажом мемориальной доски.

"Часть постановления об отказе применять средства по защите общественных интересов по поводу переименования аллеи Казиса Шкирпы остается без изменений", – подчеркнули в ведомстве.

Аргументы прокуратуры

В результате дополнительного расследования было установлено, что мемориальная доска в честь Йонаса Норейки, который был причастен к убийству еврейского населения Литвы, была снята по устному распоряжению в конце июля 2019 года. В постановлении прокурора отмечается, что "памятная доска – особый актив, ценность которого не столько материальная, сколько символическая", а ее главная цель – "почтить память".

В данном конкретном случае Ремигиюс Шимашюс принял решение, руководствуясь "политическими мотивами". Озвученное устно решение привело к нарушению закона о местном самоуправлении, который обязывает оформлять постановлением указы мэра.

Также в постановлении указано, что "акты государственного управления, осуществляемые субъектом государственного управления сверх его полномочий, а также принятие административных актов, выходящих за пределы его компетенции, являются незаконными".

Иными словами, мэр Вильнюса не имел права принимать единоличное решение о демонтаже таблички и превысил свои полномочия.

"Исполнение устного распоряжения мэра администрации Вильнюсского городского самоуправления относительно демонтажа памятной доски считается незаконным приказом. Кроме того, как в контексте процесса принятия решений, так и демонтажа памятной доски был сделан вывод о явном нарушении принципов гласности и прозрачности", – говорится в постановлении.

Памятная табличка Норейке

Летом 2018 года мэр Вильнюса Ремигиюс Шимашюс постановил демонтировать со здания библиотеки Академии наук памятную табличку Йонасу Норейке.

"Причина и цель снятия памятной доски Йонасу Норейке одна – прекратить его прославление от имени города. У нас нет права осуждать его, но мы не можем и почитать его от имени Вильнюса. Почему? Мы – город, который значительно пострадал во время войны. Тоталитарный режим уничтожил четверть населения города, и частью этого режима был Йонас Норейка, сознательно или нет – неизвестно. Это подтверждают его подписи на документах об учреждении еврейского гетто и изоляции евреев", – отметил Шимашюс.

Наибольшее возмущение демонтажом мемориала выразили представители "Союза Отечества – Христианских демократов Литвы", которые заявили, что Шимашюс не может принимать такие решения самостоятельно.

Консерваторы обратились в прокуратуру с просьбой проверить законность действий мэра. Вильнюсская окружная прокуратура не нашла признаков нарушения общественных интересов в снятии мемориальной доски и отказалась проводить расследование.

7 августа в Вильнюсе прошел митинг "Давайте защитим литовских героев". Участники митинга потребовали вернуть мемориальную табличку пособнику нацистов. Во время акции "Нет стиранию памяти о борьбе за свободу и ползучей оккупации" 5 сентября доску вернули на прежнее место.

Отметим, что в Литве Йонас Норейка считается "национальным героем" и борцом за независимость, несмотря на то, что существуют свидетельства причастности Норейки к истреблению еврейской общины во время Второй мировой войны.

Так, Норейка, будучи главой Шяуляйского округа, подписал документы об учреждении гетто и распределении имущества евреев.