Несмотря на достаточно короткую встречу, которую, скорее, можно назвать визитом вежливости, при этом очень символичным, президенты обсудили целый ряд вопросов касательно двустороннего сотрудничества: начиная от обороны и безопасности и заканчивая энергетикой и межнациональной проблематикой в литовской политике.
Иными словами, речь шла о положении и правах польского национального меньшинства, представители которого компактно проживают на юго-востоке Литвы. Последние составляют около 7% всего населения страны и требуют обеспечения всесторонних прав, говоря о сохранении образования на родном языке, возможности указывать названия некоторых населенных пунктов и улиц на госзнаках и обозначениях на польском языке. Также поляки требуют узаконить право написания имен и фамилий в официальных документах на том же польском языке, поскольку в литовском алфавите нет ряда букв, которые есть в польском.
Известно, что Гитанас Науседа в ходе предвыборной кампании не раз высказывался против необходимости узаконить возможности написания польских фамилий на родном языке в официальных документах, но считает, что это можно делать на второй странице паспорта. В таком случае это будет лишь символичным жестом, поскольку польские буквы по-прежнему не будут иметь реальной юридической силы.
В то же время президент Литвы обратил внимание, что это лишь его позиция, которая может измениться, если противная сторона приведет ему весомые аргументы. Кроме этого, он подчеркнул, что мяч на стороне Сейма – именно депутаты должны принять окончательное решение по этому вопросу.
"Ситуация непростая, так как сейчас в Сейме Литовской Республики имеется как минимум три позиции по этому вопросу, единого мнения нет, и, наверное, никакой президент в мире в демократическом государстве не может склонить Cейм голосовать так или иначе", – сказал он в Варшаве.
Вместе с этим Гитанас Науседа во всеуслышание заявил, что "нацменьшинства в Литве – это не проблема, а богатство". Это можно назвать громким заявлением и сигналом к тому, что позиция государства по отношению к крупнейшим меньшинствам в лице поляков и русских меняется в лучшую сторону. Следовательно, власти Литвы не станут действовать по примеру своих латвийских и эстонских коллег, взявших курс на фактическую ассимиляцию русскоязычных и ограничения их прав на использование родного языка.
Литва идет другим путем, Гитанас Науседа выступал с аналогичным заявлением в ходе выборов, но во время выборов политики говорят много, а обещают еще больше, тем более, что тогда красивые фразы были адресованы местным полякам в рамках отдельных небольших дискуссий. Поэтому то, что лидер нации в очередной раз подтвердил свою дружественную позицию к нацменьшинствам перед десятками телекамер и сотнями журналистов говорит о явной позитивной повестке.
Помимо этого, президент не преминул напомнить, что во втором туре он одержал убедительную победу в Шальчининкайском районном самоуправлении, около 80% населения которого составляют этнические поляки. Там за него проголосовали 91% избирателей, а его конкурент-консерватор Ингрида Шимоните осталась далеко позади, получив лишь около 6%.
Интеллигенты-полонофобы
Несмотря на позитивный сдвиг во внешней и следующей за ней по умолчанию внутренней политике Литвы, если мы говорим о положении нацменьшинств, подобные заявления Гитанаса Науседы нравятся далеко не всем. Крайне правые активисты, мыслители, ряд изданий, видные представители интеллигенции, которые открыто заявляют о своих националистических взглядах, уже успели осудить президента. Посыл националистов предельно простой – глава государства, потакающий полякам, предает свою родину, свою историю, литовский язык и память предков.
Так, именитый литовский языковед, доктор гуманитарных наук Казимирас Гаршва, награжденный в 2016-м году президентом Далей Грибаускайте орденом "За заслуги перед Литвой", заявил, что новый глава государства предает интересы своего Отечества. По его словам, литовские поляки игнорируют законы, культуру и государственный язык Литовской Республики, официальная Варшава открыто этому потворствует, власти Польши до сих пор не извинились за оккупацию Литвы, но Гитанаса Науседу это, очевидно, не волнует.
"Мы отмечаем столетие с того момента, как Польша начала оккупации Восточной Литвы. Сегодня многие строят догадки, что пятый президент Литвы будет делать в Варшаве: вспомнит ли он о юбилее не оправдавшей своих ожиданий Люблинской унии и получит ли он награду от Польши (как спикер Сейма Викторас Пранцкетис), извинится ли он за недостаточную покорность перед Польшей (как ранее это сделал министр иностранных дел), пообещает ли он нарушить конституцию Литвы (как ранее это сделал один президент)?" – пишет Гаршва в авторской колонке
Языковед утверждает, что власти Польши уже многие годы вмешиваются во внутреннюю политику Литвы, нарушая двусторонние соглашения и фактически игнорируя суверенитет республики. Он настаивает на необходимости покончить с этой порочной практикой, потребовав от Польши все, что причитается Литве за причиненный ей ущерб.
"Польша иногда забывает о подписанном в 1994 году межгосударственном соглашении и ведет себя на юго-востоке Литвы (особенно в школах нацменьшинств) как у себя дома. (…) Мы не требуем на законных основаниях возместить нам [потери] за огромный ущерб, нанесенный в период с 1920 по 1939 годы во время польской оккупации и за ущерб в 1943 году, нанесенный "Армией Крайовой". Тысячи литовцев были убиты, разграблены, ассимилированы. Начнет ли католическая Польша понимать эти вещи и откажется ли она от бессмысленных требований, которые вредят отношениям государств?" – задается вопросом он, открыто демонстрируя свои антипольские взгляды.
Рост национализма
Аналогичные заявления прозвучали из уст известного литовского журналиста Чесловаса Ишкаускаса. Последний опубликовал авторскую статью в газете Lietuvos aidas ("Эхо Литвы") – в 1990-е она была чуть ли не главным изданием сторонников независимости – в которой он осудил решение президента Гитанаса Науседы совершить первый визит в Польшу.
"То, что пятый президент Литвы дерзнул выбрать Варшаву в качестве первого акцента своей внешней политики, может быть понято не только как игнорирование старых споров, но и как оправдание грубой польской риторики по отношению к литовцам. Ведь Варшава не отказалась, более того, не отрицает позорные слова, когда-то высказанные на телевидении бывшим министром иностранных дел Польши Радославом Сикорским. Последний заявил, что Польша в межвоенное время не оккупировала вильнюсский край", – пишет он.
По его словам, Литва на всех уровнях власти сегодня стремится сблизиться с Польшей, мысль о необходимости дружбы транслируют все ведущие СМИ, однако он не понимает, неужели жители страны забыли и не видят, что польская политика отдает явными имперскими амбициями по отношению к Литве.
"Неужели сегодня об этом забыли? Забыли ли о тлетворной политике польских радикалов под названием "кресы" (Восточные кресы – польское название территорий нынешних западной Украины, Белоруссии и Литвы, некогда входивших в состав межвоенной Польши – прим. автора), забыли ли о давлении на Вильнюс относительно образования польской молодежи или введении злосчастных "трех букв" в литовский алфавит?" – задается вопросом обозреватель.
Необходимо отметить, что укоренившаяся в головах некоторых представителей элит и интеллигенции полонофобия, безусловно, соседствует с русофобией. В частности, упомянутый журналист Ишкаускас открыто говорит о том, что первый визит в Варшаву – непростительный поступок, неправильный шаг, но это, мол, только цветочки, поскольку за таким визитом, очевидно, вполне может последовать визит в Минск или даже Москву, что будет означать, по его мнению, полное предательство литовских интересов.
"Было бы уму непостижимо, если бы он (президент) в качестве первого визита выбрал Москву или Минск… А, может, осталось недолго?" – задается риторическим вопросом журналист.
Несмотря на все это, с приходом нового президента, очевидно, что положение нацменьшинств в стране должно улучшиться. Видно, что Гитанасу Науседе важны вопросы, связанные с межнациональной политикой, на которую фактически его предшественница Грибаускайте не обращала внимания.
Тем не менее подобные "атаки" со стороны националистов по-прежнему требуют от польского и русского меньшинств выступать единым фронтом в борьбе за сохранение образования на родном языке и обеспечения своих всесторонних прав. Значит, позиции парламентской партии "Избирательная акция поляков Литвы – Союз христианских семей", претендующей на представительство интересов ключевых меньшинств в лице поляков, русских и белорусов, еще долго должна сохранить свои позиции в Сейме.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.