В среду Вильнюс снизил максимальную мощность передачи электроэнергии через литовско-белорусские соединения, сообщает литовский оператор системы электропередачи Litgrid.
Таким образом, пока не будет достигнуто новое трехстороннее балтийское соглашение, Литва будет соблюдать свои правила торговли. Латвия сможет торговать с Россией только исходя из реальной пропускной способности линии с ней.
"Новая методология гарантирует, что электроэнергия, необходимая для обеспечения надежности энергосистемы, может поступать в Литву. В то же время будет ограничен ввоз в Литву электроэнергии, производимой Островецкой АЭС", – заявил генеральный директор Litgrid Рокас Масюлис.
По новой методике мощность будет определяться ежедневно. В среду максимальная мощность составит 262 МВт.
Ожидается, что объем торговли Латвии с Россией упадет примерно до 320 мегаватт.
До сих пор Латвия и Эстония торговали электроэнергией с Россией в соответствии с неутвержденной Вильнюсом методологией, которая оценивает максимальную пропускную способность электросети Белоруссия–Литва. Власти Литвы убеждены, что электроэнергия с БелАЭС поступала в страну через Латвию, и в результате был нарушен так называемый антиостровецкий закон. Латвия претендует на торговлю только российской электроэнергией.
Эстония также не очень довольна новыми правилами Литвы, хотя она не торгует электроэнергией с Россией. В Таллине считают, что Литва своими правилами ограничивает возможности торговли с Москвой.
Напомним, что страны Балтии по-прежнему намерены к 2025 году выйти из энергокольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия и Литва) и присоединиться к сетям Евросоюза. Энергосистемы балтийских республик будут синхронизированы с европейскими системами через Польшу. Эксперты отмечают, что это неизбежно приведет Прибалтику к росту цен на электроэнергию.
Бремя для экономики
По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, Литва технически могла бы выйти со временем из БРЭЛЛ и полностью отказаться от электроэнергии с БелАЭС, однако все эти мероприятия станут бременем для ее экономики и, как следствие, для литовских граждан.
"Здесь сложно сказать, что в итоге Литва сделает: можно отказаться и от БРЭЛЛ, и отдельно от белорусской электроэнергии, но это будет очень дорого стоить. Вопрос скорее не в том, можно ли это технически сделать, а в том, готова ли литовская экономика к такому удару и такому мазохизму", – заявил Юшков порталу Baltnews.