Бестолковая затея. Почему Польша и Украина зря мечтают о "газовом коридоре"

Эксперт по энергетике объяснил, почему идея создания совместного газового хаба Польши и Украины обречена на провал.

Инициатива создания польско-украинского газового коридора после запуска "Северного потока–2" экономически нерентабельна и не позволит Варшаве и Киеву "отрезать" себя от российского газа, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Здесь скорее речь о том, что Украина и Польша являются союзниками США и раз уж вместе критикуют "Северный поток–2" – то давайте еще где-то сотрудничать. Родилась такая идея газотранспортные системы соединить и еще больше сотрудничать. А зачем? Никакого экономического смысла в этих предложениях нет", – заявил Юшков в беседе с Baltnews.

Ранее пресс-служба ООО "Оператор ГТС Украины" сообщила, что Украина и Польша могут создать совместный газовый хаб в Восточной и Центральной Европе. Предполагается, что польские СПГ-терминалы, Baltic Pipe и газовые коннекторы, а также украинские газовые хранилища и ГТС республики позволят создать такой газовый коридор, который "обеспечит энергетическую безопасность всей Юго-Восточной Европы" после пуска "Северного потока–2".

По мнению Юшкова, по реализации этой идеи есть два вопроса: как это возможно с технической точки зрения, а также какой газ планируется использовать.

"Кто, куда, чего качать будет – не совсем понятно, потому что газопроводы между Украиной и Польшей уже есть. И в этом плане, может быть, новую инфраструктуру и не надо строить. Эти газопроводы используются, в том числе, для того, чтобы поставлять российский газ через Украину в Польшу", – рассказал эксперт, отметив, что в рамках контракта с Киевом "Газпром" имеет право до 2024 года требовать прокачки газа именно с востока на запад, а не наоборот.

По словам эксперта, Польша и Украина могли бы построить и новые трубы, однако здесь опять-таки вопрос целесообразности. Более того, снабжение происходит за счет российского газа, который идет с востока на запад.

"Газпром" продает газ европейским компаниям, а те – украинским компаниям. В реальности газ заходит из России и остается в тех регионах Украины, где он нужен", – пояснил Юшков.

Вместе с тем, даже если не будет транзита газа из России на Украину после 2024 года, и она может, как захочет, использовать свою ГТС, то возникает вопрос – а что это за газ должен быть?

"Откуда этот газ возьмется? Baltic Pipe берет свое начало не на месторождении, а в газопроводе Europipe II, но у Норвегии уже четвертый год падает добыча, и у Baltic pipe нового газа нет. Поэтому Польше придется конкурировать за покупку норвежского газа, который они добывают на своих месторождениях. Пока они законтрактовали 2 млрд кубов, хотя "Балтийская труба" рассчитана на 10 млрд кубов. Этого не хватит самой Польше, если она захочет отказаться от российского газа. Поэтому Украине точно из Baltic Pipe брать газ сложно", – объяснил аналитик. 

Собеседник Baltnews отметил, что на польский СПГ-терминал делать ставку тоже не придется – он рассчитан на 5 млрд кубов, но используется на половину. Если Варшава планирует отказаться от российского газа, то должны его использовать на полную мощность.

"В итоге непонятно – кто, куда, откуда [будет качать газ]", – резюмировал Игорь Юшков.