В Литве в ноябре 2020 года стартовал поиск "более выгодной" альтернативы норвежскому СПГ-хранилищу Independence, однако вероятность покупки нового судна совсем невелика.
"Вряд ли новый судовладелец или строитель сможет предложить новое судно по такой цене. Более реалистичный вариант – подержанный корабль. Таких судов в мире есть около тридцати. Это не очень активный рынок, но теоретически все может быть", – цитирует LRT коммерческого директора литовского оператора терминалов СПГ и нефти Klaipedos nafta Миндаугаса Навикаса.
По его словам, это связано с тем, что потолок бюджета, рассчитанного на покупку нового СПГ-хранилища, составляет всего 160 млн евро.
"Мы надеемся разыграть конкурс, но в то же время важно отметить, что наш бюджет составляет всего 160 млн евро. Мы сообщаем об этом публично как участникам рынка, так и общественности. Будет ли у нас достаточно бюджета, чтобы купить подобное судно, увидим в середине августа", – добавил представитель компании.
Напомним, плавучая регазификационная установка (ПРГУ) Independence находится в составе Клайпедского порта с 2014 года. Контракт на его аренду сроком на 10 лет был заключен с компанией Hoegh LNG. Соответственно, договор истекает в 2024 году, но Klaipedos nafta рассчитывает найти более выгодное предложение – с этой целью литовская компания объявила о тендере.
Навикас заметил, что судну Independence необязательно участвовать в конкурсе, потому что, согласно контракту, литовская сторона может продлить договор и после 2024 года.
Ранее представитель Klaipedos nafta сообщил, что весь процесс подбора участников конкурса стартовал еще в ноябре прошлого года – тогда было проведено маркетинговое исследование, в ходе которого всех участников рынка спросили о вариантах, доступных для покупки судна.
Как считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков, тендер для поиска нового СПГ-хранилища нужен литовцам для того, чтобы обеспечить лучшие для себя условия по продлению контракта с Hoegh LNG.
"Я думаю, что это простой шантаж норвежцев, попытка просто заставить переписать контракт с имеющимся уже приемным терминалом. Они же планируют еще и выкупить его, и я думаю, что это подготовка именно к торгу по поводу цены – почем его выкупить. И здесь Литва верна себе: они говорят, что на рынке куча других, более выгодных предложений, поэтому – если вы не уступите по цене, то мы воспользуемся другим вариантом", – сказал Юшков в беседе с Baltnews.
По мнению Юшкова, если литовская компания собирается взять другой приемный терминал СПГ, то это не будет означать, что ситуация как-то радикально изменится, и Литве это будет выгодно. Кроме того, любой СПГ-терминал требует строительства необходимой инфраструктуры – и здесь литовцы уже достаточно много вложили средств для включения Independence в свою энергосистему.
"Они потратили деньги на то, чтобы построить подводящую инфраструктуру и газ с СПГ-терминала мог вступать в общую газотранспортную систему. Потом подписали контракт с норвежцами на аренду приемного плавучего терминала, потом, соответственно, они подписали контракт на поставку СПГ из Норвегии, который был дороже, чем российский трубопроводный газ. Весь этот комплекс мероприятий – это очень дорогое удовольствие", – пояснил собеседник Baltnews.