Литовская компания Klaipedos nafta объявила о начале поиска более выгодного терминала СПГ, чем уже имеющийся норвежский Independence – так литовцы просто торгуются для того, чтобы обеспечить лучшие для себя условия по контракту с Hoegh LNG, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.
"Я думаю, что это простой шантаж норвежцев, попытка просто заставить переписать контракт с имеющимся уже приемным терминалом. Они же планируют еще и выкупить его, и я думаю, что это подготовка именно к торгу по поводу цены – почем его выкупить. И здесь Литва верна себе: они говорят, что на рынке куча других, более выгодных предложений, поэтому – если вы не уступите по цене, то мы воспользуемся другим вариантом", – сказал Юшков в беседе с Baltnews.
Эксперт напомнил, что то же самое литовцы говорили "Газпрому", требуя понизить цену на трубопроводный газ.
"[В Литве заявляли, что] здесь куча СПГ-предложений, и они все дешевые – вот мы сейчас арендуем приемный терминал, и к нам придет дешевый газ. И то же самое пытаются проделывать с норвежцами, заявив, что другие приемные терминалы возьмут, а их им не нужен", – добавил аналитик.
Ранее литовская компания Klaipedos nafta объявила о тендере на покупку плавучего хранилища и терминала СПГ для того, чтобы сравнить предложения с условиями приобретения уже имеющегося норвежского Independence. Действие соглашения с Hoegh LNG заканчивается в 2024 году, и к декабрю 2022 года Литва должна определиться с выкупом терминала.
По мнению Юшкова, если литовская компания собирается взять другой приемный терминал СПГ, то это не будет означать, что ситуация как-то радикально изменится, и Литве это будет выгодно. Кроме того, любой СПГ-терминал требует строительства необходимой инфраструктуры – и здесь литовцы уже достаточно много вложили средств для включения Independence в свою энергосистему.
"Они потратили деньги на то, чтобы построить подводящую инфраструктуру и газ с СПГ-терминала мог вступать в общую газотранспортную систему. Потом подписали контракт с норвежцами на аренду приемного плавучего терминала, потом, соответственно, они подписали контракт на поставку СПГ из Норвегии, который был дороже, чем российский трубопроводный газ", – пояснил собеседник Baltnews.
"Весь этот комплекс мероприятий – это очень дорогое удовольствие, и руководство Литвы в какой-то момент говорило, что таким образом заставит "Газпром" понизить цены. Но, конечно, это абсурдно", – добавил эксперт.
Юшков объяснил, что Литва изначально покупает СПГ за более высокую стоимость, подчеркнув, что это такая рыночная цена газа. При этом, получается, что было бы логично и "Газпрому" повысить цены на сырье до той самой "рыночной" стоимости, иначе компания "не добирает денег с Литвы".
"Но в конце концов литовские власти сказали, что это цена независимости страны (…) Здесь эта история очевидна, потому что терминал СПГ в Клайпеде с самого начала не был экономическим проектом – это был политический проект", – заключил Игорь Юшков.
Напомним, аренда судна Independence и обслуживание терминала обходятся Литве в 66 млн евро ежегодно.