Процесс отключения от энергосети БРЭЛЛ, соединяющей энергосистемы балтийских стран с Россией и Белоруссией, становится для правительства Литвы подобием крестового похода. "Рыцари" не могут дождаться, когда смогут наконец выступать на "священную битву".
В ежегодном обращении к Сейму в начале июня президент Литвы Гитанас Науседа предложил провести испытания работы электроэнергетической системы стран Балтии в изолированном режиме уже в 2023 году. По сути, литовский лидер хочет, чтобы отключение от БРЭЛЛ произошло на пару лет раньше назначенного срока, который назначен на 2025 год.
Аргумент у Науседы предельно простой – Еврокомиссия выделила Польше и Балтии один миллиард евро на проект по отключению от энергосистем Белоруссии и России, значит, можно ускориться.
Помогут ли действительно эти деньги решить все технические проблемы с энергоснабжением Прибалтики? Зачем вообще нужна такая спешка, если правительства России и Белоруссии не отдавали распоряжения уничтожить линии электропередач на границах строго 1 января 2023 года?
Заряд бодрости есть, а электричество найдем… Наверное
Политика правительств стран Балтии за последние десятилетия привела к тому, что три государства де-факто стали энергозависимыми.
У Латвии нет объектов, способных генерировать достаточное количество электричества, покрывающего внутренний спрос. Руководство Эстонии согласилось на условия "зеленой сделки", которую навязала ей Еврокомиссия, в результате чего снижается производство и использование горючих сланцев – основного ресурса для генерации энергии в стране. Литва одномоментно перешла в режим энергодефицита, согласившись на условия Брюсселя при вступлении в Евросоюз – остановить работу Игналинской АЭС, которая могла еще долгое время "питать" весь регион.
Зато Финляндия поставляет в Прибалтику по подводным кабелям энергию, получаемую АЭС, которая была построена по тому же проекту, что и Игналинская станция в Литве.
В итоге население Эстонии, Латвии и Литвы уже много лет вынуждено из своих кошельков оплачивать импорт электроэнергии. По счастью, у местных политиков хватило ума в свое время не рушить коммуникации БРЭЛЛ, благодаря чему регулярный дефицит энергии, возникающий то из-за погодных условий, то из-за роста цен на энергобирже Nord Pool, покрывался легко и недорого.
Есть еще один поток электроэнергии, о котором в Литве предпочитают молчать, ну или не говорить громко, – из Калининграда (не включен в БРЭЛЛ – прим. автора), где существует избыток генерации, причем настолько большой, что излишки можно легко продавать соседям. ПАО "Интер РАО", владелец энергомощностей в Калининграде, неоднократно подтверждало наличие таких поставок, в том числе в Литву, и уверяло в отсутствии преград к таким поставкам и в будущем.
Разумеется, Вильнюс в том самом будущем от калининградской возможности не откажется. Вопрос в другом – позволит ли Вильнюс соседним Латвии и Эстонии "откусить от российского пирожка" (ведь Калининград, напомним, граничит именно с Литвой).
Вообще, для Вильнюса подобная двойная игра превращается в традицию. В данном случае – отключиться от российских сетей, чтобы потом продолжить приобретать энергию из России, но через другого поставщика. Знакомо? Напомним, как "кричат" литовские политики: "Мы освободимся от трубы Газпрома!", пока на терминал в Клайпеде (сначала непостоянно и скрытно, а с весны 2020-го открыто и на регулярной основе) годами поступает российский сжиженный газ.
Риск – дело благородное. Но у каждого – свое
Согласно утвержденному сценарию по отсоединению Прибалтики от БРЭЛЛ, синхронизация энергосетей Литвы, Эстонии и Латвии с Евросоюзом будет осуществляться через уже действующую перемычку (литовско-польскую) LitPol Link и новый морской кабель между Литвой и Польшей (Harmony Link), а также через синхронные компенсаторы, которые оборудуют в трех странах Балтии. Также в регион поступает энергия по подводным кабелям Estlink-1 и Estlink-2 из Финляндии в Эстонию, и действует энергосмычка между Литвой и Швецией.
Смогут ли все эти, уже существующие и пока еще строящиеся, коммуникации компенсировать поставки электричества в Прибалтику, которые неизбежно возникнут при досрочном отключении от БРЭЛЛ?
Прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно учесть, что кабели из скандинавских стран регулярно выходят из строя, причем на целые месяцы, цена на энергию на бирже Nord Pool, в зависимости от сезона и погоды, может сильно меняться (кстати, довольно часто в сторону повышения).
В то же время в системе БРЭЛЛ никаких сбоев не происходит, и сохраняется стабильная цена на электроэнергию. Следовательно, независимо от того, смогут европейские державы обеспечить Прибалтику электричеством или нет, Литве, Эстонии и Латвии необходимо морально и материально готовиться к регулярным перебоям с энергией и неприятным колебаниям цены.
"Инициатива главы Литвы понятна с политической точки зрения. Руководство балтийской страны уже достаточно долго утверждает, что закупать электричество из системы БРЭЛЛ и при этом не использовать энергию из БелАЭС (которую Вильнюс призывает бойкотировать) технически невозможно. Попытки отгородиться от поставок из Белоруссии, конечно, были, но они оказались безуспешными. К примеру, Латвия и Эстония вроде как согласились на такую инициативу, но де-факто продолжают приобретать электричество у России, которое, очевидно, "смешивается" в системе БРЭЛЛ с импортом из БелЭАС", – рассказал в комментарии для Baltnews литовский политолог Вадим Воловой.
При этом, отметил политолог, правительства Латвии и Эстонии ведут себя не так фанатично. Если и впрямь дело дойдет до преждевременного отключения от БРЭЛЛ, главы Латвии и Эстонии могут даже отказаться от спешки.
"Солидарность в Прибалтике работает до определенных рамок. Когда речь идет о нехватке энергии для собственного населения, здесь и сейчас, добрососедские отношения отойдут на второй план. Мы ведь даже сегодня видим, как Рига и Таллин лишь условно бойкотируют БелАЭС. Очевидно, что-то подобное может произойти и в плане досрочного отключения от БРЭЛЛ", – уверен Вадим Воловой.
Кто он – главный бенефициар досрочного отключения
Теперь, пожалуй, можно перейти к двум самым интересным моментам: кому выгодна вся эта история срочного отключения, и сможет ли Прибалтика в техническом плане безболезненно отсоединиться от БРЭЛЛ.
Пожалуй, уже только ленивый не говорил о том, что электричество на европейском рынке дороже, чем в сети белорусских и российских поставщиков. Надеяться на возобновляемые источники (ВИЭ) вроде ветряков или солнечных панелей явно не следует – им не потянуть конкуренцию с атомными электростанциями. Например, в общем балансе Германии доля энергии, полученной от ветряных парков, является самой высокой в Европе, что делает тарифы на электричество в ФРГ одними из самых высоких в мире.
Впрочем, дороговизна энергии – это еще не все "прелести" для Прибалтики, которую Литва подталкивает к преждевременному отключению от БРЭЛЛ. В беседе с Baltnews старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко объяснил, что спешка с отключением может привести к сбоям, а значит – большему дефициту энергии в регионе. При этом оценить точный масштаб, как-то в цифрах выразить все эти потери сейчас в силу технических причин попросту невозможно.
"Сбои подводных кабелей, идущих из Скандинавии, действительно были, причем никто не застрахован от них и в будущем. Однако руководство Литвы это не пугает по нескольким причинам. 3 июня заработала БелАЭС, энергия которой поступает в сеть БРЭЛЛ. До конца 2021 года по нормативам, установленным ЕС, потребители в Литве должны определиться с поставщиком электричества. Очевидно, что проще всего выбрать более дешевый продукт – из сети БРЭЛЛ. Швеция с ее кабелем, выходит, останется не у дел. Кстати, напомню, Швеция, протянув кабель в Литву, пыталась еще и уговорить Латвию тоже покупать у нее электричество, но не вышло. А как сохранить хотя бы литовского покупателя? Правильно, надо отсечь других поставщиков, в данном случае – Россию и Белоруссию", – объяснил Владимир Оленченко.
Он напомнил, что глава Литвы – выходец из кругов североевропейского капитала.
До того, как стать президентом балтийской страны, Науседа долгое время проработал в шведском банке SEB. А поэтому неудивительно, что своими призывами к досрочному отключению от БРЭЛЛ Науседа де-факто проталкивает инициативу, которая нужна в первую очередь шведскому капиталу и энергетикам.
Их цель – убрать всех конкурентов на энергетическом рынке если не Прибалтики, то хотя бы Литвы. И сделать скандинавских поставщиков энергии монополистами.
"Отключить рубильник не сложно. Вопрос в том, какие после этого возникнут проблемы внутри самих балтийских стран. Именно поэтому мы и не видим такой же поддержки по досрочному отключению от БРЭЛЛ со стороны Эстонии и Латвии", – отметил Оленченко.
По его словам, Литва, продвигая цели скандинавов в странах Балтии, постарается сохранить "лазейку" к электроэнергии из Калининграда и впредь (шведский капитал это еще не запретил), ведь абсолютная энергетическая независимость от России и Белоруссии грозит в будущем множеством технических проблем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.