Соседи с включенным светом. Почему Литва платит за повышение цен на электричество

© Sputnik

Методология торговли электроэнергией из третьих стран, которую в настоящее время используют в Прибалтике, искусственно вызывает цены на электроэнергию в Литве.

Текущая методология торговли электроэнергией, применяемая в странах Балтии, может увеличить ежегодные затраты на электроэнергию в Литве на 100 млн евро, заявил заместитель министра энергетики Альбинас Зананавичюс.

Это связано с разницей между реальной и декларируемой пропускной способностью электроэнергетических соединений Литвы и Латвии. Так, при декларировании больших объемов импорта из России в Латвию нужно резервировать пропускную способность межсоединений Литвы и Латвии, которая реально не используется.

В результате возможности импорта электроэнергии в Литву из Финляндии и Эстонии снижаются, поэтому цена в Литве по сравнению с Латвией и Эстонией возрастает.

"Методология торговли электроэнергией из третьих стран, применяемая в одностороннем порядке Латвией и Эстонией, может дополнительно обойтись потребителям Литвы примерно в 100 миллионов евро в год", – говорится в сообщении Министерства энергетики Литвы.

Данные мониторинга рынка электроэнергии показывают, что разница в ценах на электроэнергию в Литве и Латвии в марте достигла 20 евро/МВтч. В результате участники рынка торговли электроэнергией Литвы и Эстонии несут убытки и уже обратились в Еврокомиссию с просьбой найти совместное решение между ЕС и странами Балтии на основе трехсторонней методологии.

Оператор системы передачи электроэнергии Litgrid также обратился к оператору рынка Nord Pool с просьбой инициировать расследование по факту нарушения Латвией условий поставок электроэнергии. По данным Litgrid, часть импортируемой Латвией "российской" электроэнергии фактически производится в Белоруссии.

Ведущий литовский эксперт в области энергетики Альгирдас Стумбрас отметил, что, если страны Балтии так сильно хотят избавиться от "небезопасных" электронов БелАЭС, им необходимо выйти из энергокольца БРЭЛЛ.

"Мне непонятно здесь, как можно, работая в единой энергосистеме БРЭЛЛ, вдруг сказать, что покупать электроэнергию у Белоруссии не будем. Если мы хотим чего-то другого, то тогда уходим из этого объединения. Это то же самое, как с рукой и ее пятью пальцами. Мы отказываемся от одного пальца, и тогда, получается, его нужно отрезать или просто им не пользоваться. Но как? Из-за этого потом и складывается такая ситуация", – рассказал Baltnews Стумбрас.