"Каждому свое": Скандинавия платит за дешевую электроэнергию, Балтия – за русофобию

Пока Скандинавия получает из России дешевую электроэнергию и выгодно поставляет ее в Прибалтику, та продолжает терять деньги на антироссийской политике.

Использование Эстонией, Литвой и Латвией электричества, поступающего из Скандинавских стран, пока не принесло балтийским государствам финансовой выгоды. Более того, нередко возникали проблемы с энергобезопасностью в связи с перебоями поставки электроэнергии по подводным кабелям. Тем не менее, Прибалтика протягивает все новые магистрали из Северной Европы, а скандинавские страны активно закупают дешевое электричество у России.

Теперь к энергетическому "пасьянсу" подключилась и Польша. В Литовской энергетической компании Litgrid AB объявили о начале исследований дна Балтийского моря для будущей прокладки энергокабеля Harmony Link, который пройдет по морскому дну от польского берега в Гданьском заливе, до Куршского залива к берегам Литвы (в обход Калининградской области).

Постройка Harmony Link должна начаться в 2023 году, завершиться – в 2025-м. Польская компания Mewo занимается исследованием дна, а Евросоюз готов помочь с финансированием проекта, выделив 493 млн евро из общей стоимости постройки в 680 млн евро.

Опасаться, казалось бы, нечего, ведь работают же с 2006 года и 2014 года финно-эстонские подводные кабели – Estlink 1 и Estlink 2. Есть и аналогичный проект энергокабеля из Швеции в Литву – NordBalt, который, правда, почему-то намного дешевле польско-литовского Harmony Link на 100 млн евро. Это при том, что длина подводной магистрали из Швеции составляет 400 км, а из Польши – 300 км.

Выходит, балтийским странам вообще можно чуть ли не сложа руки ждать, когда европейские страны обеспечат их еще большим количеством коммуникаций и начнут отправлять по ним электричество. Все хорошо, если бы не парочка "но".

Все молчат о цене таких поставок электричества. Власти Балтии и европейские СМИ почти ничего не говорят о проблемах безопасности подводных кабелей, для которых остановка работы на месяц – обычное дело. Простому населению Эстонии, Литвы и Латвии не оставляют возможности подумать над идеей энергоперехода, переводя все "неловкие темы" в политическое поле.

Зато активно муссируются темы о "мучениках" Навальном и Тихановской, а также всех "праведных" (нарушающих законы собственных стран) оппозиционных активистов. Эмоции "цепляют" потребителей новостей больше, чем скучные цифры каких-то там непонятных подводных кабелей и перераспределения электричества странами Скандинавии, покупающих задешево энергию у РФ и задорого продающих электричество Прибалтике.

Европа затягивает кабельную петлю на шее Балтии

У Эстонии, Латвии и Литвы, еще со времен закрытия Игналинской АЭС, образовался серьезный внутренний энергодефицит, из-за чего им объективно приходится закупать электричество у соседей. Но российская и белорусская энергия, хоть и поступает по надежнейшим магистралям, которые позволяют легко наращивать объемы поставок в критический момент, не подходят для Балтии по политическим причинам.

В итоге в Эстонию и Литву по дну Балтийского моря потянулись "европейские щупальца". Estlink 1 и  Estlink 2, идущие из Финляндии в Эстонию, обладают мощностью 350 МВт и 650 МВт соответственно. NordBalt, заработавший в феврале 2016 года, – 700 МВт. Правда, работая на полной мощности, эта магистраль сразу начала выходить из строя. По официальной версии – из-за неполадок на трансформаторе в шведском Нюбру.

Саммит "Инициатива трех морей", 19 октября 2020

Только за первые полгода работы произошло десять отключений, после чего NordBalt переключили на вдвое меньшую мощность – 359 МВт. Нередки случаи аварий и с финно-эстонскими кабелями Estlink 1 и Estlink 2. Последний, кстати, сразу после запуска в 2014 году дважды выходил из строя – в августе и сентябре.

Если столь частые поломки случаются уже в первые годы работы, что будет лет через 15–20, когда оборудование объективно износится? Менять соединительные муфты на кабеле на глубине десятков метров (если вас не застигнет шторм) под водой – это задача явно сложнее, чем выполнять ремонт на свежем воздухе рядом с автомагистралью, по которой можно легко доставить оборудование и техников.

С регулярными перебоями NordBalt, а также Estlink 1 и Estlink 2 обеспечивают поставку 1350 МВт в страны Балтии. При этом в Эстонии (показатели меняются в последние годы) потребление составляет от 1400 до 1590 МВт, в Литве в среднем – 1890 МВт, а в Латвии – около 1190 МВт.

Очевидно, что энергокабели, даже если к ним добавить польско-литовский Harmony Link, у которого официально мощность составит 700 МВт (что в сумме даст около 2050 МВт), все равно не покроют внутреннего спроса Прибалтики – всего трем странам требуется не менее 4480 МВт.

В беседе с Baltnews старший эксперт Фонда "Институт энергетики и финансов" Сергей Кондратьев напомнил, что Литва и Польша уже связаны линией LitPolLink, и эта линия электропередач (ЛЭП) будет использоваться и в случае, если страны Балтии решат выйти из энергообъединения БРЭЛЛ. Но эта линия не сможет обеспечить надежную связь стран Балтии с энергообъединением европейских стран UCTE в случае, если произойдет внезапное отключение одного из подводных кабелей, например, SwedLink (Швеция – Литва) или EstLink 1 и EstLink 2 (Эстония – Финляндия).

"Для надежного энергоснабжения стран Балтии важно наличие резервных мощностей и дублирующих ЛЭП. И SwedLink, и кабели, связывающие эстонскую и финскую энергосистему, за последние несколько лет не раз внезапно отключались. В такие моменты Литва для обеспечения бесперебойного энергоснабжения была вынуждена увеличивать закупки электроэнергии из России и Белоруссии", – отметил эксперт.

По мнению Сергея Кондратьева, в случае, если страны Балтии выйдут из БРЭЛЛ, возрастет вероятность внештатных ситуацией, колебаний частоты, что несет в себе серьезные риски и для потребителей, и для электросетевых компаний. Конечно, Эстония, Литва или Латвия не погрузятся во тьму сразу после выхода из БРЭЛЛ. Электричество будет, а вот возможности сгладить колебания за счет БРЭЛЛ – уже нет.

"В Прибалтике возрастут риски, которые придется снижать постройкой дополнительных ЛЭП и других типов коммуникаций. Не стоит забывать и о цене электроэнергии. Посмотрите на биржу Nordpool. Да, там все честно. Есть много продавцов энергии, а значит выбирай любого, кто понравится. Но стоимость электричества на этой площадке может довольно быстро вырасти", – добавил Кондратьев.

Он уточнил, что речь идет даже не о рыночной конъюнктуре или ценах на нефть и газ в мире. По словам специалиста, к примеру, малое количество снега зимой "приводит к снижению водности рек в Норвегии и Швеции, где ГЭС доминируют в выработке электроэнергии", что "транслируется в рост цен на Nordpool", поскольку "придется использовать более дорогостоящие по эксплуатации ТЭС".

Пока балтийские страны еще имеют выбор – покупать электричество на севере и западе или получать его с востока. Подобная диверсификация, по мнению Сергея Кондратьева, обеспечивает, во-первых, энергетическую безопасность страны, во-вторых – экономию, ведь сохраняет выбор более выгодной цены. Но уже скоро Прибалтика всего этого себя лишит.

Балтии – дорогостоящая русофобия, Европе – дешевое электричество

Швеция и Финляндия довольно неплохо устроились.

Во-первых, они свои атомные станции ради экологии и безопасности не закрывали – на территории Швеции работает семь энергоблоков, а в Финляндии – четыре. Во-вторых, обе скандинавские страны де-факто импортируют (Финляндия покупает у РФ, а Швеция покупает у Финляндии) российское электричество, которое намного дешевле, чем у местных предприятий, занимающихся генерацией "зеленой энергии".

Очевидно, что дешевое электричество они используют для внутренних нужд, а более дорогую энергию отправляют в Прибалтику, где ради русофобии принято закрывать глаза на любые траты и нарушение логики.

В Швеции никто не поднимает скандал из-за того, что демонтажем внутрикорпусного оборудования энергоблоков АЭС (а это годы работы и миллиарды евро) занимается Nukem Technology – компания, 100% акций которой принадлежат "Росатому". Правительство же Финляндии почему-то не сильно переживает из-за того, что "Росатом" занимается строительством АЭС "Ханхикиви".

В финской Fingrid, правда, заговорили о возможной приостановке проекта или сдвиге сроков его реализации, поскольку в финском правительстве озаботились более быстром переходом на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Местные СМИ даже уверяют, что импорт электричества из РФ могут в перспективе остановить. Но демагогия на тему экологии – это одно, а заменить дорогостоящей ВИЭ-генерацией импорт российских 7 млрд кВт*ч – это уже совсем другое. И прагматичные финны это понимают.

Вот и выходит, что Прибалтика, следуя русофобской идеологии, "стреляет себе в ногу" раз за разом, а скандинавские страны спокойно заключают сделки с российскими энергетиками, параллельно продавая дорогое электричество своим "меньшим братьям" по Евросоюзу. Да, с перебоями, да, в недостаточных объемах, но зато не из "агрессивной России".

Глядя на все эти истории, в Польше, разумеется, пожелали повторить скандинавский опыт. Тем более, что Евросоюз львиную долю проекта по прокладке кабеля оплачивает. При этом ЕС деньги выделяет не по доброте душевной: страны Западной Европы сегодня тратятся на финансовую помощь для прокладки электрокабеля, а завтра и в последующие годы станут зарабатывать на балтийских потребителях электроэнергии, которые, если даже и завоют от дорогих тарифов, "спрыгнуть" с кабеля уже не смогут.

Вот когда отключение стран Балтии от БРЭЛЛ произойдет, то есть обратной дороги не станет, тогда Прибалтика и узнает цену "настоящей" электроэнергии.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.