Официальное начало работы БелАЭС, назначенное на 7 ноября, станет важнейшим моментом на пути интеграции России и Белоруссии. О том, какие перспективы появятся перед странами, а также какие энергоемкие проекты будут реализованы в ближайшем будущем, рассказал в беседе с Baltnews заместитель государственного секретаря Союзного государства Алексей Кубрин.
– Алексей Александрович, на этой неделе БелАЭС была запущена в сеть. Какие возможности атомная станция откроет для Белоруссии и России в рамках Союзного государства?
– Это достаточно интересный спектр вопросов. Такое развитие идет уже сейчас на этапе ввода станции в строй. Запуск атомной станции – это появление в близком к нам государстве ядерных технологий мирного атома. Естественно, когда такие технологии начинают осваиваться, идет взаимный обмен как научными достижениями, так и технологиями.
Российские и белорусские ученые начинают решать вопросы совместного изучения мирного атома – как функционирует система в рамках изотопных элементов, как используются самые современные технологии по обеспечению безопасности при генерировании таких огромных мощностей, тем более что речь идет о реакторах на быстрых нейтронах.
– То есть строительство БелАЭС – лишь начало сотрудничества России и Белоруссии в сфере энергетики?
– Да, и это все будет развиваться. Сейчас идут разговоры о том, что, может быть, с учетом этих технологий в Белоруссии при содействии России начнет развиваться ядерный центр, который будет заниматься глубоким изучением всех процессов, которые могут проводиться в ядерном реакторе, и тут уже будут формироваться новые интересные программы.
– А на какие проекты могут быть переброшены мощности станции?
– Что касается эксплуатационной составляющей, то очевидно, что при появлении такого большого количества дополнительной электроэнергии можно уже рассматривать крупные инфраструктурные проекты.
К примеру, наш алюминиевый комбинат в Сибири создавался на базе Саяно-Шушенской ГЭС, которая выдавала огромное количество электроэнергии. Это также стекольные предприятия, компании в области современных технологий. Уже сейчас в Белоруссии создается так называемая БНБК – биотехнологическая компания и единая система электрического транспорта. В скором времени у нас появятся такие крупные энергетические проекты, и здесь мы будем их рассматривать исключительно в рамках сотрудничества между Россией и Белоруссией.
Кроме того, сейчас в мире идет тенденция создания высокоскоростных магистралей. Их подвижной состав, учитывая высокую скорость и количество перевозимых грузов и пассажиров, должен потреблять огромное количество энергии. По некоторым подсчетам, только один такой поезд должен расходовать порядка десяти мегаватт, и тут энергоресурсы с БелАЭС могут использоваться для обеспечения межгосударственных железнодорожных перевозок по системе замещения.
– Это значит, что жители России и Белоруссии смогут быстрее добираться до обеих столиц?
– Да, и не только друг к другу. На первом этапе мы будем делать транзит поближе к Белоруссии. Многие сейчас говорят о первом пилотном проекте магистрали Санкт-Петербург – Минск – Варшава – Гамбург на расстоянии порядка 2500 тыс. километров.
Вот здесь было бы правильным задействовать Белоруссию, учитывая, что она географически и политически находится в центре. Минск мог бы выступить структурой, которая бы обеспечила энергетику этого проекта. Это было бы выгодно и Западной Европе, и России, и самой Белоруссии.
Проект позволит пассажирам из Европы, Минска и России добираться гораздо быстрее. Например, из Петербурга до Гамбурга, если брать современные скорости, можно будет доехать всего за семь часов.
– Можно ли сказать, что благодаря запуску БелАЭС отношения России и Белоруссии выходят на новый уровень?
– У нас и так глубокий уровень взаимоотношений и взаимодействия. Однако реализация проекта БелАЭС подтверждает, что мы готовы работать практически во всех сферах. Любая ядерная тематика подразумевает глубочайшее доверие друг другу. Поэтому мы продолжаем сближение с точки зрения наших стратегических интересов.
– Кто будет присутствовать 7 ноября по случаю подключения станции к системе?
– Однозначно на мероприятии должно быть руководство "Росатома", потому что под их организацией проводились работы. Должны также быть представители Минэнерго Республики Беларусь, так как они являются основными заказчиками. Стоит ожидать представителей строителей БелАЭС, руководство Министерства строительства и архитектуры, не останется в стороне и администрация Гродненской области. Не исключаю, что также будут представители из Минска. Ну, и, конечно же, МАГАТЭ, они принимают активное участие в контроле проводимых работ на станции.
– Как Союзному государству стоит реагировать на выпады таких стран, как Литва и Польша, которые пытаются дискредитировать работу БелАЭС?
– Никак не реагировать. Благодаря тому, что эти государства делают, атомная станция в Островце получила дополнительную рекламу: о ней все говорят, все знают. Можно уже рекламировать ту чудесную систему многоуровневой защиты на БелАЭС, которая сейчас воспринимается многими государствами как уже какой-то пример. Поэтому на все подобные выпады надо отвечать работой, что и делается. Собака лает, караван идет, причем достаточно успешно. А лишняя реклама никому не помешает.