Baltic Pipe, подвинься. "Северный поток–2" незаменим

© Nord Stream 2

Пресс-секретарь правительства Польши Петр Мюллер заявил, что, если ФРГ откажется от проекта "Северный поток–2", тогда Польша предоставит ей свою газотранспортную инфраструктуру. Проще говоря, Варшава предложила заменить "Северный поток–2" на свой проект Baltic Pipe.

Главной темой российско-европейских отношений последнего времени стал газопровод "Северный поток–2". Проект и ранее имел важное значение для двухсторонних контактов. Весь 2020 год сохраняется интрига, когда же Россия продолжит строительство газопровода.

Напомним, что газопровод построен больше чем на 90%. Суммарно по двум ниткам осталось проложить около 130 км. Проблема заключается в том, что в декабре 2019 года США ввели санкции против "Северного потока–2", запретив оказывать услуги по строительству и финансированию газопровода. После этого швейцарская компания Allseas отозвала свои суда трубоукладчики и "Газпрому" пришлось искать замену из состава отечественного флота.

Хотя сам "Газпром" хранит молчание по вопросу сроков достройки "Северного потока–2", чем больше длится ожидание, тем больше проблем возникает у проекта: США готовят новые санкции, так как хотят заменить российский газ на европейском рынке своим СПГ.

Схема газопроводов «Северный поток» и «Северный поток — 2»

А в августе произошел инцидент с российским блогером Алексеем Навальным, в результате которого США и Евросоюз обвиняют Россию в давлении на оппозицию. Это стало поводом для новой волны выступлений против реализации "Северного потока–2". Показательно, что в Европе не обсуждаются никакие санкции против России (ни персональные, ни финансовые, ни секторальные), кроме запрета на строительство газопровода по дну Балтийского моря.

Контраргументом против санкций в отношении "Северного потока–2" является то, что газопровод нужен и выгоден самой Европе. Он позволяет Европе повысить надежность газоснабжения, обеспечить гарантированный доступ к российскому газу. Это важно, так как опыт конкуренции газовых поставщиков на европейском рынке показал, что Россия может предоставлять самые большие скидки для удержания доли на рынке. Поэтому европейским бизнесом "Северный поток–2" воспринимается как гарантия получения именно дешевого газа.

© Sputnik/ Алексей Витвицкий
Судно-трубоукладчик "Академик Черский"

Предложение, от которого легко отказаться

На доводы в защиту "Северного потока–2" в начале сентября попыталась ответить Польша. Пресс-секретарь правительства республики Петр Мюллер в эфире Польского телевидения заявил, что, если Германия откажется от проекта "Северный поток–2", тогда Польша предоставит ей свою газотранспортную инфраструктуру. Проще говоря, Польша предложила заменить "Северный поток–2" на свой проект Baltic Pipe.

Либо представитель Польши плохо осведомлен о газопроводных проектах, либо просто смеется над Германией. "Северный поток–2" и Baltic Pipe – очень разные проекты. Первый имеет мощность 55 млрд куб. м в год, второй – только 10 млрд куб. м.

Российский проект не имеет проблем с ресурсной базой: "Газпром" заявляет, что может на уже разработанных месторождениях добывать на 150 млрд. куб. м. газа в год больше, чем в последние годы (нет проблемы с добычей, есть проблемы со сбытом). А Baltic Pipe должен поставлять в Польшу норвежский газ с месторождений в Северном море, добыча на которых перешла в стадию снижения из-за естественного истощения. Производство газа в Норвегии достигло максимума в 2017 году и теперь уменьшается.

© Baltnews
Добыча газа в Норвегии

В 2019 году добыча газа в Норвегии сократилась на 5,7%, и перспектив перелома негативной тенденции не видно. Чтобы увеличить добычу, нужно разрабатывать месторождения в более северных морях – Норвежском и Баренцевом, но это более затратные районы для добычи сырья. Учитывая, что на европейском рынке цены в последние годы держатся на низком уровне, инвесторы отказываются вкладывать деньги в дорогостоящие проекты в северной части норвежского шельфа, так как не видят перспектив возврата своих денег.

Таким образом, Польше придется конкурировать за норвежский газ с другими европейскими покупателями.

В связи с вышесказанным слова Петра Мюллера выглядят откровенной издевкой над Германией: "Сложно не смотреть с беспокойством на такие инициативы, как "Северный поток–2", которые противоречат идее солидарности и энергетической безопасности".

Ведь сейчас Норвегия поставляет газ в Германию по газопроводу Europipe II, а Baltic Pipe будет "врезаться" в этот газопровод и откачивать на себя часть газа. Поэтому говорить о "солидарности" и "энергетической безопасности" в случае с Baltic Pipe невозможно, так как он приведет к вражде европейских стран за норвежский газ, а сама ресурсная база ограничена и продолжит сокращаться.

Карта проекта Baltic Pipe

От лукавого

Польша, говоря о том, что даст Германии газ из Baltic Pipe, лукавит. Газопровод из Норвегии предполагается достроить в 2022 году, к моменту окончания контракта польской PGNiG и "Газпрома" на поставку российского газа. Лишних объемов в Baltic Pipe для поставки соседям Польши не будет.

А учитывая, что Евросоюз продолжает давить на Польшу, заставляя сократить потребление угля, то потребление газа к 2022 году может вырасти и Варшаве не хватит не только Baltic Pipe, но и имеющегося СПГ-терминала. Так, уже озвучены планы по строительству нового СПГ-терминала в районе Гданьска.

Кроме того, Польша, свое предложение о замене "Северного потока–2" направляет не по адресу.

Германия считается основным европейским лоббистом проекта, но газ из нового газопровода она фактически получать н будет. Германия покупает российский газ через "Северный поток–1" и через газопровод "Ямал – Европа".

© Sputnik/ Иван Руднев
Газокомпрессорная станция "Несвижская" – одна из пяти станций на белорусском участке газопровода "Ямал–Европа".

А "Северный поток–2" для Германии станет транзитным газопроводом, по которому газ будет приходить в австрийский газовый хаб Баумгартен. А оттуда российский газ расходится по множеству европейских стран.

Поэтому предлагать замену "Северному потоку–2" Польша должна не Германии, а Венгрии, Польше, Италии, Словакии и множеству других стран.

При этом проект Baltic Pipe не предполагает строительства газопроводов в страны Центральной и Южной Европы. Фактически газ из него физически не сможет попадать в тот же австрийский газовый хаб.

Таким образом, как ни крути, Baltic Pipe не сможет заменить "Северный поток–2". Норвежско-польский проект ни укрепит солидарность Евросоюза, ни улучшит ситуацию с энергетической безопасностью.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.