Министр энергетики Литовской Республики Жигимантас Вайчюнас подписал приказ об утверждении плана действий по укреплению литовской энергетической инновационной экосистемы. План действий предполагает создание программы финансирования инноваций в области энергетики, которая поможет "эффективно реализовать отдельные отраслевые инициативы", в том числе, развитие водородных технологий, сообщается на официальном сайте Минэнерго.
"Меры, изложенные в Плане действий, должны способствовать развитию новых предприятий, включая использование водорода в энергетике, промышленности и транспорте", – сообщает Минэнерго Литвы.
Свой водород не страшен?
Ожидается, что в рамках "дорожной карты" развития энергетического сектора Литвы будет реализовано порядка 50 мер в области инфраструктуры, продуктов и услуг, нормативно-правовой базы, науки и технологии. Реализация плана рассчитана на 2020–2023 гг.
"Первый интегрированный план энергетических инноваций Литвы создаст условия для укрепления всей экосистемы энергетических инноваций, собрав вместе представителей науки и бизнеса, чтобы технический прогресс в области энергетики мог происходить как можно быстрее", – заявил Вайчюнас.
Цель состоит в том, чтобы создать благоприятную среду для производителей и ученых для дальнейшего развития разработанных инновационных продуктов и предложения на рынке новых передовых решений, отметил министр литовской энергетики.
Страсти вокруг БелАЭС
Стоит отметить, что Литва настаивает на приостановке запуска БелАЭС, в связи с ее "угрозой для национальной безопасности" страны. По мнению литовских политиков, АЭС в Островце – это прямая угроза у литовских границ. Основной аргумент – это опасения, связанные с уже произошедшими крупными радиационными авариями в Чернобыле и на Фукусиме-1, где в обоих случаях произошел взрыв водорода.
Литовские СМИ в последнее время уделяют большое внимание Островецкой АЭС и зачастую указывают на отсутствие соблюдения мер безопасности на БелАЭС, что, по мнению экспертов, неудивительно – Белоруссия на глазах превращается в региональный энергетический центр. По мнению президента Фонда научных исследований и развития гражданских инициатив "Основание" Алексея Анпилогова, ничего удивительного в этом нет, поскольку БелАЭС напрямую противоречит интересам Вильнюса.
"Литва, которая до закрытия Игналинской станции достаточно неплохо зарабатывала на экспорте электроэнергии, теперь заняла позицию "что же нам делать, нас обошли". Причем обошли не на крутом повороте, а на финишной прямой. В Литве на самом деле финиш – никто уже не будет ставить на Литву как на некий генерирующий хаб. Уже никто не будет строить никакие компенсирующие мощности, потому что теперь это просто экономически нецелесообразно", – рассказал порталу Baltnews Анпилогов.
Тем не менее водородная энергетика в будущем будет становиться все более востребованной. Ввиду ее экологической чистоты, высокой производительности и экономии.