Большое предательство соседей: что в Литве думают о дружбе Латвии и Эстонии с БелАЭС

Власти Литвы не в состоянии признать, что полнейшим фиаско закончилась их многолетняя борьба против строительства Белорусской АЭС. В Вильнюсе начинают искать козлов отпущения. 

Еще месяц назад премьер-министр Литовской Республики Саулюс Сквернялис был уверен почти на 100%, что Эстония с Латвией не пустят электроэнергию Белорусской атомной станции на свои рынки так же, как это решили литовские власти. Главу кабинета не смущал тот факт, что Рига с Таллином много лет не выражали желания вступать в переговоры с Минском по поводу перспектив АЭС, а окончательный ответ на просьбы Вильнюса оттянули на неприлично долгий срок. 

Но глава литовского правительства общеприбалтийскую ситуацию старался объяснять сложностью вопроса и всячески избегал разговоров о "неконструктивной" позиции соседей с севера.

Думается, итоговый результат Саулюса Сквернялиса разочаровал: страны Балтии не сошлись во взглядах по вопросу закупок электроэнергии. Латвия и Эстония не поддержали литовский бойкот станции в совместном соглашении о торговле электроэнергией. 

Саулюс Сквернялис

В соглашении между Латвией, Литвой и Эстонией о торговле электроэнергией с третьими странами до 2025 года записано черным по белому: Рига и Таллин признают право Вильнюса не покупать энергию с БелАЭС, а тот – их право покупать ее. Такой компромисс взбесил министра иностранных дел Литвы Линаса Линкявичюса: "Наша принципиальная позиция такова, что страны Балтии должны занимать скоординированную позицию, единую в вопросе об отказе от покупки электроэнергии с этого небезопасного объекта по всем аспектам".

Не выдержали нервишки и у воюющего против БелАЭС депутата Европейского парламента либерала Пятраса Ауштрявичюса. Он недипломатично назвал международный документ предательством со стороны соседей, с которым "нельзя мириться". "Контуры предательства становятся четче. Мы через Латвию будем покупать электричество из Островца!" – возмутился Ауштрявичюс, напомнив в очередной раз, что Сейм Литвы объявил БелАЭС угрозой национальной безопасности, запретив покупку и импорт выработанной ею электроэнергии. 

Линас Линкявичюс

Нечего на зеркало пенять

Похоже, в Вильнюсе дело идет ко второй волне поиска виновных в провале антибелорусского ядерного проекта. Первая обрушилась на страну в 2015 году, здорово потрепала нервы причастным, закончилась благодаря компромиссному решению "не сводить счеты, а консолидироваться и начать новый цикл противостояния". Но пять минувших лет, как уже было сказано, показали всю бесперспективность работы на холостых оборотах.

Оппоненты указывают проигравшим борцам: литовский план изначально чертился, как провальный, потому что Вильнюс требовал от Риги и Таллина солидарности, ничего не предлагая взамен, поскольку предлагать нечего: нет ни экономической, ни финансовой привлекательности в официальной позиции Литвы.

Поэтому нечего на зеркало пенять… 

В 2015 году поиски виновных фактически превратились в грандиозную склоку консерваторов и социал-демократов, которые топили друг друга всеми доступными способами. Наверное, в 2020-м склоки окажутся еще более грандиозными, поскольку на кону уже не партийный имидж, а лицо государства, которое в "островецком вопросе" выглядит непрезентабельно. 

Кто виноват? 

В прежние годы экс-министр обороны (2008–2012) Раса Юкнявичене, активистка консервативной партии "Союз Отечества" – Христианские демократы Литвы, безапелляционно утверждала: "Дорогу строительству БелАЭС открыл народ, когда на референдуме 2012 года высказался против строительства безопасной Висагинской АЭС (ВАЭС) вместо остановленной опасной Игналинской". Если Раса права, то более половины граждан – идиоты и агенты Кремля, поскольку больше половины имеющих право голоса в ходе плебисцита высказались против ВАЭС. 

© Sputnik/ Александр Липовец
Электрические провода Висагинской АЭС

Правительство премьера (2008–2012) Андрюса Кубилюса обещало установить на новой станции реакторы "made in Japan". На каких основаниях их называли более безопасными в сравнении с российскими, неизвестно по сей день. Но японских как не было, так и нет, а "made in Russia" со дня на день начнет генерировать электроэнергию на БелАЭС.  

Журналист Томас Бакученис в 2015 году дал такую отповедь экс-министру обороны: договор о строительстве атомной станции в Гродненской области был подписан в октябре 2011 года, "когда итогами литовского референдума даже не пахло, а Игналинская АЭС (ИАЭС) уже два года, как не работала". Ее закрыли только потому, что в 1999 году Пятрас Ауштрявичюс, переговорщик о вступлении Литвы в Евросоюз, решил обменять ИАЭС на членство в ЕС. В этом Ауштрявичюсу активно содействовали именно консерваторы: премьеры Гедиминас Вагнорюс, Андрюс Кубилюс и экс-консерватор Роландас Паксас.

Игналинская АЭС, архивное фото

Курировал тему президент Валдас Адамкус, тоже носитель правых политических взглядов. Премьер Альгирдас Бразаускас и глава МИД Антанас Валенис подписали договор о вступлении в ЕС при президенте Паксасе и министре финансов Дале Грибаускайте. То есть к разрушению литовской АЭС руку приложила вся тогдашняя властная верхушка – консерваторы, социал-демократы и либералы. 

Отстали от поезда? 

Эта команда предателей энергетической независимости Литвы дружно наплевала на выводы экспертов, которые утверждали, что ИАЭС в состоянии безопасно функционировать минимум до 2030 года. Но нет пророка в своем отечестве! Сегодня профессионалы горько посмеиваются в усы: отстали от поезда, господа политики? Нет проблем: садитесь в автомобили и нагоняйте паровоз, пока тот не укатил очень далеко. 

Но политики, по всей видимости, вновь предпочтут ломать копья в словесных баталиях и попытках обозвать граждан Литвы идиотами или агентами России. Так проще. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.