Газовые комплексы? Зачем Литва скупает весь СПГ на своем пути

© AFP 2022/ PETRAS MALUKAS

Норвежский газ обходится Литве дороже, чем российский, но она не откажется от него полностью, так же, как и от американского. Почему же Вильнюс готов платить за некоторые углеводороды больше, чем за другие, и что это даст прибалтийскому государству в будущем?

В Клайпедский порт, который находится в Литве, недавно прибыла крупная партия сжиженного природного газа из Норвегии. Как сообщает Marinetraffic.com, танкер-газовоз Arctic Princess, вышедший из порта Мелкойя, зашел в литовскую гавань. Судно встало рядом с Клайпедским терминалом СПГ для отгрузки.

Как утверждает оператор плавучей платформы, из Норвегии в Литву доставили весьма большой груз – около 138 тысяч кубометров сжиженного газа. Впрочем, в сообщении не говорится о том, кому предназначена эта партия.

Танкер-газовоз Arctic Princess

Напомним, только в августе 2019 года в этот же порт уже дважды прибывали два небольших корабля с российским СПГ. Оба размером по десять тысяч кубометров топлива. Куда были направлены эти углеводороды, в СМИ также не освещалось.

Почему Вильнюс окутывает тайной все эти поставки? Какие из них более выгодны, и не приходится ли осуществлять некоторые из них просто ради политических соображений? Или, может быть, все дело в желании "отбить" стоимость аренды судно-газохранилища у Норвегии, которое обходится Klaipedos nafta в 60 миллионов евро в год?

Литовский импорт газа: максимум скрытности

Вильнюс старается как можно меньше говорить о ценах на углеводороды, которые покупает у разных стран. Об американском "голубом топливе" в Литве с гордостью говорят весьма часто, но почему-то всегда отказываются уточнять его стоимость.

О поставках СПГ от российского "Новатэка" вообще почти ничего не говорится. Вильнюс официально, хотя вначале и отмалчивался, теперь признает их наличие, но деталей контракта и размера объемов все равно не сообщает.

С норвежскими углеводородами ситуация немного прозрачнее. Ясно хотя бы, сколько тысяч кубометров было импортировано. Но опять-таки, в какие предприятия (даже непонятно, в литовские ли) эта партия газа пойдет? Известно только о решении литовского правительства по выкупу у норвежской компании Hoegh LNG терминала Independence после завершения срока аренды в 2024 году.

Плавучая регазификационная установка в составе Клайпедского терминала

Идем дальше. Смотрим на поставки СПГ из Соединенных Штатов. Вежливое молчание Вильнюса, когда его спрашивают о цене на американский газ, понять можно. Тут даже особо разбираться нет смысла. Добыть газ в США, конвертировать его на побережье Северной Америки, доставить на танкере через Атлантический океан и северные моря Европы, перегрузить его в Клайпедском порту – это задача не из легких. Очевидно, что доставка углеводородов из РФ и Норвегии будет дешевле.

Но не может же Литва сказать: "Да, американский СПГ нам дороже всех обходится, но мы все-таки будем его и дальше покупать". Зачем расписываться в такой глупости? Можно ведь сказать волшебную фразу "диверсификация поставок", а цена… цена – это уже дело десятое, безопасность и энергетическая независимость ведь важнее!

А вот с углеводородами из скандинавской страны и России все намного интереснее.

Почему норвежский газ дороже, хотя он ближе?

Как рассказал Baltnews промышленный эксперт, кандидат экономических наук Леонид Хазанов, особой пользы СПГ из Норвегии Литве, да и всей Прибалтике в целом, не несет. Гораздо дешевле получать газ из России по трубе, который может прокачиваться непрерывно в течение всего года. Поставки сжиженного газа все-таки носят периодический характер и зависят от стабильности плавания судов, а, как известно, любой корабль может попасть в шторм и сбиться с курса.

"Как ни странно, но получать СПГ из России Литве тоже выгоднее, чем из Норвегии, хотя она географически ближе. Дело в том, что себестоимость производства сжиженного газа в РФ ниже, чем в скандинавской стране в силу разницы геологических условий и разработки месторождений. Чтобы Литва продолжала закупать СПГ из Норвегии, он должен быть дешевле российского. Пока к этому предпосылок нет и не предвидится", – считает эксперт.

Также Леонид Хазанов порассуждал о том, какую роль в перспективе поставок углеводородов из Норвегии может сыграть строящийся газопровод Baltic Pipe (наполненный норвежским газом).

Карта проекта Baltic Pipe

"Чтобы углеводороды в больших количествах, чем сейчас, поставлялись из Норвегии в Литву, надо сперва построить Baltic Pipe и затем еще состыковать его с GIPL (польско-литовский трубопровод).

Однако вполне реальна ситуация, когда газ из Baltic Pipe будет забираться большей частью Данией, Германией, Польшей и Нидерландами, тогда как Литве достанутся жалкие крохи. И не мудрено – потребление газа в Западной Европе растет, оно явно будет расширяться в долгосрочной перспективе, иначе бы не прокладывался "Северный поток–2". Подобный сценарий развития событий очень реалистичен", – поделился своим мнением эксперт.

Литва поступает нелогично?

Так зачем тогда Вильнюс еще прошлым летом анонсировал покупку норвежского терминала после завершения срока аренды в 2024 году, спросите вы?

Ну, во-первых, в литовском правительстве сидят такие же люди, как и мы с вами. Они иногда, знаете ли, могут делать ошибки. Построили же в 2015 году собственный терминал СПГ в Клайпеде?

Ну да, думали, что смогут избавиться от монополии российской корпорации "Газпром", а в итоге теперь Вильнюс приобретает сжиженный газ у "Новатэка". Ну, ошиблись, не рассчитали свои силы, не учли важные факторы нефтегазового рынка и логистические нюансы. Будем злорадствовать и смеяться с литовского правительства? Думаю, не стоит. "Промахи" разного масштаба совершают государства и покрупнее Литвы.

К тому же кто сказал, что Independence будет использоваться только для транспортировки норвежского газа? Литва ведь не обязана закачивать в плавучую платформу только скандинавские углеводороды, верно? А может, она захочет и дальше сотрудничать с "Новатэком"?

Да, сейчас, когда русофобия во внешней политике Литвы не утихает, в это немного сложно поверить. Но задумайтесь, а всегда ли будет Вильнюс придерживаться антироссийской повестки? Более того, он ведь уже де-факто покупает (пусть и немного) СПГ из России.

Иметь одного поставщика слишком опасно?

Впрочем, сейчас гадать, как Вильнюс будет использовать плавучий терминал после 2024 года – дело неблагодарное. Ситуация как политическая, так и экономическая за эти годы может сильно измениться.

Сейчас, как справедливо отметил в комментарии для Baltnews эксперт МОО "Мобильные кадры страны" Артем Юдкин, прибалтийской стране важно, во-первых, хоть как-то отбивать стоимость аренды терминала, заполняя его хоть американским, хоть российским или норвежским газом. А во-вторых, Вильнюс наверняка в будущем захочет сохранить диверсификацию поставок углеводородов.

"Норвежский газ выгоден Литве, в первую очередь, как форма обеспечения разнообразия источников газовых поставок. Важно отметить, что в настоящее время стоимость и получатели газа, разгруженного на Клайпедском терминале, пока неизвестны.

Сам факт существования поставок из Норвегии во многом связан с необходимостью использования терминала, за который ежегодно уплачивается аренда в 60 млн евро.

Необходимо загружать мощности, чему также способствуют принятые на государственном уровне решения по приобретению литовскими предпринимателями газа в терминале.

Baltic Pipe как планируемый проект во многом снимет проблему транзита норвежского газа в Восточную Европу, вытеснив Клайпеду из логистических цепочек. В связи с этим у Литвы есть необходимость наращивания своих терминальных мощностей, чтобы встроиться в новые проекты.

Возможно, Литва и далее будет наращивать транзит норвежского газа вкупе с получением СПГ другого происхождения, несмотря на политическую конъюнктуру, так как важно показать свою значимость для новых газовых коридоров", – делает вывод эксперт.

Как поступит Вильнюс?

В итоге мы с уверенностью можем сделать несколько выводов.

Норвежский газ по многим параметрам дороже российского. Это понятно даже без инсайдерской информации. Подумайте сами, если бы норвежский газ был дешевле российского, молчал бы об этом Вильнюс? Литва, пожалуй, "смаковала бы" этот факт каждый вторник. И не пришлось бы чуть ли не в стиле контрабандистов максимально "тихо" заключать контракты с российским "Новатэком".

О стоимости американского газа, думаю, даже говорить нет особого смысла, тут и так все ясно. Но это не значит, что Вильнюс откажется от этих поставок. Российские углеводороды Литва, как бы ей неприятно это ни было, тоже, кстати, покупать будет. Почему?

Все просто. Вильнюс хочет "безопасности". Хочет настолько, что готов платить за некоторые углеводороды гораздо больше, чем за российские (впрочем, от которых отказываться он тоже не намерен). Диверсификация – вот к чему стремится Литва. Именно поэтому она будет покупать и дешевый газ у Москвы, и более дорогой у Осло и Вашингтона.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.