Транзит на дальнем фоне. Почему "Газпром" урезали в прокачке по газопроводу Opal

© РИА Новости

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов рассказал, почему суд ЕС решил ограничить права "Газпрома" по газопроводу OPAL.

Что случилось

Суд ЕС принял сторону Варшавы в ее споре с "Газпромом" по газопроводу OPAL и отменил решение Еврокомиссии об изменении режима его использования, сообщает в Twitter Министерство энергетики Польши.

"Решение суда ЕС является доказательством легитимности польских обвинений и эффективности польской администрации. Я рад, что аргументы Польши в таком важном европейском институте были услышаны", – заявил польский министр энергетики Кшиштоф Чоржевски.

Он также выразил признание правительствам Литвы и Латвии за поддержку и сотрудничество.

Мнение

"Решение касается половины мощности данной системы. Напомню, что несколько лет длились суды и "Газпром" в судах доказывал возможность использования второй половины мощности газопровода OPAL. И с точки зрения права, это решение вызывает только грусть, потому что на самом деле "Газпром" действовал полностью в соответствии с европейским правом и европейским законодательством. Он не имеет исключений из Третьего энергопакета и применяет те процедуры, которые там прописаны, и которые позволяют "Газпрому" использовать вторую половину мощности газопровода OPAL", – заявил Baltnews глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

По его мнению, "данное решение, которое принималось под давлением польской компании PGNiG, означает, что европейские суды в очередной раз говорят о том, что европейское законодательство на территории ЕС нарушается".

"Возьмем историю с Данией, которая не дает разрешение на строительство "Северного потока–2". Там нарушается международное право, что тоже очень грустно, но все в Европе смотрят на это, прикрыв глаза", – отметил собеседник Baltnews.

Симонов считает, что принятие судом ЕС подобного решения свидетельствует о разрушении европейской системы права в целом.

"Мы имеем дело, к сожалению, с разрушением европейской системы права, и это очень грустно, потому что мы всегда считали, что эта система, которая берет начало еще с римских времен, является образцом честности и фундаментальности. Теперь выясняется, что в Европе закон "что дышло – куда поверни, туда и вышло", – подчеркнул глава Фонда национальной энергетической безопасности.

Константин Симонов уверен, что принятое решение напрямую связано с окончанием действия транзитного договора с Украиной 1 января 2020 года. По его словам, "сейчас задача тех европейцев, которые делают ставку на Украину, рассматривая ее как некую "кнопку на стуле у России", – сделать так, чтобы у "Газпрома" не было других вариантов, кроме как продолжить транзитные отношения с Украиной".

"Да, мы знаем, что не будет завершено строительство "Северного потока–2" к 1 января, не будет завершено строительство газопровода EUGAL, не будет завершено продление через Болгарию и Сербию до Венгрии. Возникает вопрос – есть ли у "Газпрома" варианты убрать Украину из транзита уже первого января, так чтобы продержаться хотя бы следующую зиму. Варианты такие есть, но если убрать половину мощности OPALа других возможностей уже не останется, кроме как продолжать отношения с украинской стороной", – считает эксперт.

По словам Симонова, "вся эта история будет использована как прецедент и дальше уже пойдут суды, во-первых, по газопроводу EUGAL, во-вторых, по самому "Северному потоку–2" . 

"Как мы знаем, было принято решение распространить Третий энергопакет на морские газопроводы, тоже совершенно странное. Но тем не менее это решение было, и я не исключаю, что и историю с OPAL будут применять в отношении "Северного потока–2", – резюмировал Симонов.

Собеседник Baltnews отметил, что рассматривает это решение как "насмешку над самим европейским правом, и это очень грустно, когда европейцы нарушают свои же собственные законы в ущерб политической целесообразности, а потом рассказывают нам истории про то, что надо отделять политику от экономики, что право должно доминировать и прочие вещи, в которые, к сожалению, сами уже давно не верят".