Осеннее меню для среднестатистического литовца: корка хлеба и стакан воды

Руководству Литвы пора серьезно взяться за продовольственную безопасность республики, иначе к сентябрю текущего года гарантирован невиданный прежде виток цен на продукты.

К большому неудовольствию Вильнюса шестой пакет санкций против России оказался заблокированным. По словам руководителя европейской дипломатии Жозепа Борреля, это произошло из-за разногласий государств по вопросу введения эмбарго на импорт нефти. Как и предполагалась, с ложкой дегтя в Брюссель прибыла венгерская делегация.

Надо полагать, руководитель нашего МИД Габриэлюс Ландсбергис в Брюсселе из кожи вон лез, чтобы убедить партнеров решиться на отчаянный шаг, но они повернулись к министру спиной. Не сбылись мечты советника президента Литвы Асты Скайсгерите о прессинге Будапешта со стороны ЕС. Мадьяры сказали твердое "нет".

В своем антироссийском бешенстве Вильнюс вновь остался у разбитого корыта. Для налогоплательщиков это хорошо. Может быть, власть наконец-то переключится на внутренние проблемы и преуспеет в решениях?

Зеленый свет режиму экономии

Компания Pricer.lt, специализирующаяся на мониторинге рынка питания, в середине апреля 2022 года утверждала: покупатели начали заметно экономить с февраля.

Информацию подтверждает Департамент статистики при Минфине: розничная торговля продуктами, алкоголем, табаком и табачными изделиями сократилась на 4,9% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года.

К середине мая ситуация ухудшилась. Прогнозы на лето-осень не сулят ничего оптимистичного. От голода Литва не вымрет, однако пояса ее жителям придется основательно затянуть. Политики правого толка в надвигающемся продовольственном кризисе обвиняют Россию: Москва прекратила экспорт удобрений и зерна.

А кто, как не литовское правительство, этого требовал громче других? И "неча на зеркало пенять". Особенно в условиях, когда пообещали своим гражданам и жителям других европейских стран вывезти с Украины зерно урожая 2021 года, да не смогли. Не будет хлеба – не будет песен, гласит пришедшая из глубины веков деревенская мудрость.

А что ожидается? Председатель союза земледельцев Раймундас Юкнявичюс не скрывает – очень дорогой для потребителей урожай полей и огородов:

"Не уверен в том, что сельское хозяйство окажется в состоянии обеспечить страну всеми требуемыми продуктами. Чтобы выжить, человеку достаточно корки хлеба и стакана воды в сутки. Но для полноценной жизни ему все-таки необходим широкий ассортимент еды".

Избытков не появится, поскольку большая часть фермеров сокращает обрабатываемые площади из-за сумасшедшего роста цен на удобрения (в 6 раз), электроэнергию (в 3 раза), топливо для сельхозтехники – на 21%. Есть и такие, кто вовсе отказался от посевов и посадок, предпочитая в экономном режиме пережить тяжелое для земледельцев время. Следовательно, и урожаи выйдут куцыми.

Молоко сбежало

Во все времена Литва славилась качеством молока и молочных продуктов. С 2009 года хвалиться нечем: свое животноводство молочного направления медленно умирает, страна уже импортирует 30% требуемого количества. Цены растут, и по опыту нашего авторитетного собеседника, "до начала осени поднимутся еще не раз": "Что произойдет далее, боюсь прогнозировать. Энергия будет расти в цене, значит, себестоимость 1 литра молока вместе с нею".

В недрах Департамента статистики при Минфине Литвы отыскалась справка: "В 2017 году поголовье крупного рогатого скота составляло 694,6 тыс., из которых 240,9 тыс. – дойные коровы. В 2020, соответственно, 634,6 и 240,9. Год спустя – 629,5 и 232,9. По состоянию на начало 2022 года, осталось 628,7 тыс. единиц крупного рогато скота, из них только 225,2 тыс. коров дойного стада".

То есть, за минувшие пять лет поголовье уменьшилось на 65 900 особей, а количество молочных коров – на 15 700, или на 18,5%. Откуда быть молоку?

Страна умирающих деревень

Какую страничку сельской статистики ни открой, всюду кривые на графиках стремятся к нулю. В 2020 году накопали 302,6 тыс. тонн картофеля, в 2021 – 204,6. Неудивительно, что розничные цены на него выросли с 0,4 евро/кг до 0,8 евро/кг.

Фруктов и ягод в 2017-м вырастили 99,2 тыс. тонн, в 2021-м – только 57 или на 42,2 тыс. тонн меньше. Аналогична статистика по капусте, свекле, моркови. Свои овощи литовцы все чаще заменяют польскими. Домашней птицы – преимущественно куриц – фермеры в 2017-м содержали 10,1 млн голов, в 2021-м – 8,4. На глазах сокращается поголовье свиней – за пять лет на 9,4%.

"В мире появился избыток свинины высокого качества. Литовцам приходится буквально распродавать свой некондиционный товар ниже себестоимости. Чем работать "в минус", лучше не работать вовсе, считают наши свиноводы", – прокомментировал ситуацию председатель союза земледельцев Раймундас Юкнявичюс.

Его сильно беспокоит уход с рынков продовольствия таких глобальных игроков, как Россия с Украиной. Следовательно, цены на муку, хлеб и хлебобулочные изделия, на корма и, как следствие, на мясо будут расти.

"В ближайшей перспективе стоимость продуктов питания в Литве не стабилизируется, как надеются экономисты, а начнет расти реактивно. Говорят, аграрии азиатских стран планируют выращивать больше риса. Значит, придется переходить на рис и палочки вместо традиционных столовых приборов", – горько шутит эксперт.

Назад в будущее

Если серьезно, конкуренты в состоянии удушить то немногое, что еще работает на селе. Правительства Польши, Латвии, Эстонии для своих земледельцев вводят гибкие системы льгот, в том числе отказываются от НДС на выращенную продукцию.

Кабмин Литвы аналогичных решений избегает. Как впоследствии отвоевать рынки, утраченные из-за неконкурентоспособности? К тому же, литовцы из экспортеров неуклонно превращаются в импортеров еды. Положение дел на этом направлении будет только ухудшаться.

Поговаривают, что жителям Туманного Альбиона вскоре предстоит забыть о дешевых завтраках обедах и ужинах в ресторанах. В таком случае наследникам Великого княжества Литовского точно придется возвращаться к примитивной крестьянской похлебке, картошке "в мундире", краюхе хлеба и стакану чистой родниковой воды. Так сказать, назад в будущее.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.