Накануне голодомора: литовцы могут и не дожить до весны 2023 года

© РИА Новости

Сбережениями на "черный день" не располагает 65% населения Литвы. Инфляция в почти 15% и связанный с нею реактивный рост цен ставят этих людей на грань между жизнью и смертью.

Президент Литвы Гитанас Науседа предупреждает: рост цен на хлеб, картофель, другие традиционные местные овощи и фрукты остановить не удастся. Глава государства сомневается, что коалиционное трехпартийное правительство согласится по примеру Польши сократить налог на добавленную стоимость (НДС) для продуктов питания.

Варшава снизила бремя с 15% до 5%, а на еду из корзины первой необходимости и вовсе отменила. В Литве налог равен 21%. Науседа осторожничает:

"Если поляки так поступают, нужно ли автоматически следовать их примеру? Но дискутировать о плюсах и минусах аналогичного шага должны. Решение родится само по себе, если хватит политической воли".

Морализировать на краю голода о политической воле – это очень-очень по-литовски. Лучше бы глава государства промолчал.

Конец света

Ренатас Поцюс, возглавляющий национальную службу регулирований цен в области энергетики, 16 марта возмущался: "если премьер Ингрида Шимоните и ее кабинет не предпримут превентивных решений, с 1 июля электричество для бытовых пользователей подорожает на 50%, газ – на 100%, отопление жилья в многоквартирых домах – на 200%".

Статистика следующая: на бирже мегаватт/час стоит 105 евро, а ровно год назад – 52-60 евро. Природный газ на второе полугодие предлагают бытовым потребителям по 100-120 евро. Это более, чем на 40% выше установленных на 2022 год тарифов.

Депутаты парламента из комитета по бюджету и финансам слушали, опустив глаза. Им нечего возразить. Но пообещать горазды. На этот раз заверили Поцюса в том, что "министры и представители Сейма взвешивают, каким образом амортизировать убийственный для населения прыжок цен".

Наверное, солгали, потому что замминистра энергетики Инга Жилене утверждает – нужно корректировать законы, откладывать либерализацию рынка энергии.

Стоит подчеркнуть жирной линией: глава Минэнерго Дайнюс Крейвис в парламенте не появился, хотя депутаты профильного комитета обсуждали животрепещущий вопрос.

Дело в том, что в октябре минувшего года цена на электрическо для бытовых потребителей подскочила на 25%. Если она вырастет еще на 50%, Литвы из космоса ночью не увидим. Сами понимаете, одна лампочка на 100 квадратных метров – как коптящая лучина в Сахаре.

Шок – это понашему

Министр сельского хозяйства Кестутис Навицкас пред очами народных избранников тоже появился. Он вообще старательно игнорирует депутатский корпус, поскольку в комитете по сельскому хозяйству работает только один человек, что-то понимающий в фермерских делах – бывший глава Минсельхоза (2008-2012) Казис Старкявичюс. С ним Навицкас вполне может переговорить tet-a-tet.

Например, о волнениях среди фермеров. Они с ужасом отслеживают динамику роста цен на зерно. По состоянию на середину марта оно в нелучших кондициях стоит 400 евро/тонна.

Животноводство и птицеводство становятся опасным занятием. Мелкие хозяйства в этом секторе до конца весны не дотянут. Зерноводы вряд ли переживут лето. О том, что может случиться осенью и к Новому году, земледельцы даже думать не желают.

Цены на продукты питания могут к августу 2022 года вырасти втрое. Альгис Баравикас возглавляет ассоциацию свиноводов, в сельских делах разбирается отлично:

"Хозяйства не оправились от убытков, понесенных из-за пандемии. Резервов нет, банковские счета обескровлены, кредиты возвращаются низкими темпами, долги по ним растут. Прошлогодних запасов кормов хватит максимум на месяц. Крепкие европейские хозяйства перекупают любые излишки, оставляя литовцев с пустыми руками. Не будет от Минсельхоза льгот – не будет и литовской свинины".

Льгот или компенсаций требуют все. В противном случае фермерство сведется к садику-огородику на шести сотках. С таких площадей страну не прокормишь. Списать беду на ситуацию вокруг Киева не удастся. Экономисты не скрывают разочарования: Украина – Украиной, но о Литве надо думать в первую очередь.

Попытка поддержать штаны

Правительство Литвы сначала дало возможность оптовикам и рознице "навариться", а потом задумало решить вопрос пересмотра цен на горючее. 

По предварительным данным, предусмотренные меры снизят цену литра бензина АИ-95 на 13 центов (в среднем стоит 1,73–1,94 евро), а дизельного топлива – на 5 центов (в среднем на АЗС – 1,92–2,08 евро).

"Амортизация бюджету обойдется в 127 млн евро", – утверждает вице-министр финансов Гедиминас Норкунас.

"О чем в Минфине думают? Экономия 5 евро на 100 литрах солярки – просто смешно", – возмущается Альгис Баравикас из ассоциации свиноводов.

Еще больше его удивляет заявление Норкунаса о том, что "решения Еврокомиссии нет, а самостоятельность отдельно взятой страны повлечет за собой санкции со стороны ЕС. Но министерство, как всегда в таких случаях, обещает принять меры".

Руки есть, работы нет

От цен на бензин и дизельное топливо перекинем мостик к потребителям топлива. Автоперевозчики в шоке: Литва – государство транзитное, а работы нет.

Повилас Дрижас, генеральный секретарь альянса транспортников, утверждает: портфели заказов сократились на 50%. Ромас Аустинкас из ассоциации Linava не верит в теорию новых рынков – их просто не существует: "Европа перенасыщена, до Азии очень далеко. Большой спрос на перевозки в Великобритании, но Лондон ввел такие драконовские ограничения, что прорваться на Альбион сложно".

Транспортные компании массово бегут их Литвы в Польшу, Нидерланды, Бельгию и Германию. Заработать дома, чтобы жить достойно, с учетом инфляции очень сложно.

Заметим: речь идет о водителях, высокооплачиваемых рабочих руках. Как выживать работающим в Литве за минимум? В частности, сторожам, уборщицам, разносчикам пиццы и прочим низкооплачиваемым наемный работникам.

Паника на верхних этажах

Жизнь в Литве усложняется буквально каждый день. Обычная соль, спички, крупы, макароны и недорогие рыбные, мясные консервы в дефиците. На фоне бутылок с оливковым маслом пустые полки с подсолнечным выглядят устрашающе.

"Пока мы раскачиваемся, соседние страны принимают меры. Например, Стокгольм уже утвердил план стоимостью в 1,32 млрд евро по преодолению последствий инфляции", – нервничает Ирена Щегаловичене, советник президента по вопросам экономики и социальной политики.

Возможно, она отчетливее остальных понимает: страна постепенно скатывается к бунту, голодному и беспощадному. Чиновница рекомендует безотлагательно заняться разработкой первого антиинфляционного пакета.

Он, к слову, ничтожен: по 100 евро на руки каждому нуждающемуся – пенсионерам, людям с ограниченными возможностями, многодетным семьям, детям-инвалидам и детям из нищих семей. Цена вопроса чуть более 1 млн евро, но и того в бюджете министры не могут наскрести. Идиотизм ситуации и в том, что в программах парламентских партий обещано поднять уровень жизни населения до уровня именно Швеции.

Инфляция, как уже говорили, 15%. Для государства с более чем 10% безработицей, цифры смерти подобны. Вице-президент национальной бизнес-конфедерации Марюс Дубниковас сделал для журналистов агентства BNS достаточно мрачный прогноз: если правительство продолжит сидеть сложа руки, экономику в краткосрочной перспективе ждет стагнация, затем черед массовых банкротств.

Гитанас Науседа, в прошлом главный советник президента банка SEB, не может не понимать надвигающейся на экономику опасности. Чем он занимается в резиденции на площади Дауканто? Заглянем в роскошный кабинет.

"Главное сегодня – безопасность. Она приоритет. Однако всю энергию направлять в этот сетктор и не заниматься другими было бы ошибкой. Внутрення безопасность не менее важна. Люди должны чувствовать, что государство ими занимается".

Отвечая, можно сказать: население должно чувствовать, однако не чувствует. Что касается законодательной ветви власти, депутатов Сейма приземленные проблемы волнуют несильно. Парламентарии заняты куда как более важными, на их взгляд, делами.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.